Таджикский драматург написал театральную пьесу о «богоизбранности» Рахмона
В предисловии к изданию таджикский театральный критик Махмадуллох Табари отмечает, что, «если образ Эмомали Рахмона до сегодняшнего дня в какой-то мере создан в литературе, музыке, изобразительном искусстве, то в театральном искусстве пьеса Абдуджаббора первая».
Пьеса состоит из 15 сцен. Действующими лицами, кроме главного героя — 40-летнего Эмомали Рахмона (Рахмонова), только что избранного председателем Верховного Совета (ВС) Таджикистана на XVI сессии, являются также его мать, супруга Азизамох, дочь Озода и сын Рустам. Из реальных действующих лиц в пьесе также присутствует тогдашний президент России Борис Ельцин. В массовых сценах участвуют отечественные и иностранные журналисты, представители различных слоев населения, группы «клеветников и ябед». В сюжете также задействованы мифические образы ангела, старика Нура и поэта, которые проводят идею автора о богоизбранности действующего президента страны.
«Азия-плюс» приводит краткое содержание пьесы с цитатами из нее:
События первой сцены происходят без диалогов и отражают обстановку в Таджикистане в начале гражданской войны 1992-1997 годов. «Рокочет гром с молнией. Две группы по 7 человек, одетые в черные и белые одежды, на которых играют языки пламени, инсценируют борьбу между собой. В итоге все они падают жертвами друг друга. Вот они лежат убитыми, издалека слышен вой волка. Затем сцена освещается и зрители видят географическую карту Таджикистана, разделенную на несколько частей».
Вторая сцена изображает зал, где состоялась XVI сессия Верховного Совета Таджикистана. Звучит голос, который объявляет, что председателем ВС избран Эмомали Рахмон. «Все с надеждой смотрят на него. В это же время встает благообразный старец, с распущенными до плеч волосами, без головного убора и в сияющей белой одежде. Он шагает под музыку «Муноджот» из «Шашмакома», приближаясь к только что избранному главе страны, говорит, что он пришел издалека – из древних времен. И свидетельствует, что в это мгновение сверкнул луч надежды и чаяний таджикского народа, который тысячу или больше лет ждал такого момента. Он предсказывает светлое будущее Таджикистану, связанную именно с приходом мудрого руководителя и благословляет Эмомали Рахмона. Затем показывается сцена, где внутренний голос президента искренне обращается к Богу с просьбой помочь ему справиться с тяжелой обязанностью лидера. Он просит, чтобы снизошел тот луч, который предсказал старик. В этот момент с неба спускается Ангел...».
Третья сцена целиком посвящена беседе Ангела и нового председателя Верховного Совета Республики Таджикистан. «Ангел обращается к Эмомали Рахмону, извиняясь за вмешательство в ход его мыслей. Председатель же не узнает его и спрашивает кто он, и как он пробрался через охрану прямо в его кабинет. Ангел отвечает, что не видел охраны, на что Рахмон отвечает, что сейчас ему не до шуток. Ангел, в свою очередь, упрекает его в том, что он не узнает его. Он говорит, что только Рахмон видит его, а другим смертным не дано увидеть Ангела. Затем напоминает ему, что он находился рядом с ним с момента рождения, и говорит: «Бог не каждого избирает падишахом». Далее спрашивает, что председатель намерен делать в первую очередь...».
В четвертой сцене появляется мать Рахмона, которая пришла поздравить сына с избранием. «Мать заботливо говорит сыну: «услышала, что стал падишахом», — и благословляет его. Затем она дает наставления сыну, молится Богу, чтобы он помог в его нелегком деле — встать во главе страны, которая переживает тяжелый период. Она обнимает сына и просит его остановить войну. Председатель удивлен, как мать могла так неожиданно появиться и снова исчезнуть. Это, оказывается, и было второе обещанное чудо Ангела. Затем Ангел хочет показать еще одно знамение и говорит: «Слышал ли ты сплетни вокруг себя». Эмомали Рахмон подтверждает, что слышал, но не обращает внимание, а наоборот хочет доказать им свою правоту делом...».
Пятая сцена. Группа сплетников и недоброжелателей обсуждают назначение Эмомали Рахмона на пост главы Верховного Совета. Среди них ходит Ангел, но его никто не замечает. «В унисон звучат гнусавые голоса кляузников, которые с сомнением относятся к будущему нового председателя: «Посмотрим, что он сделает?» Ангел опять подходит к Эмомали Рахмону и говорит, что хочет ему дать один совет. Но прежде рассказывает притчу о Давуде и Сулаймоне (Давид и Соломон). Бог обещал царю Сулаймону несметные сокровища, если он будет управлять своим народом справедливо, и не просить ничего для себя — ни славу, ни богатства, ни долгой жизни, а всецело посвящать себя служению народу. Ангел говорит, что верит в то, что он станет именно таким мудрым руководителем...».
В шестой сцене Эмомали Рахмон обращается к народу и обещает мир и стабильность, покончить с бессмысленной войной.
В седьмой сцене Ангел приходит в тот момент, когда Эмомали Рахмон всецело поглощен работой. «Ангел говорит, что председатель совершил подвиг — невзирая на опасность, посетил горячие точки. В ответ Рахмон, проявляя скромность, говорит, что это не подвиг, а обычная работа...».
Восьмая сцена изображает представителей народа, которые поддерживают политику главы государства. Это простые граждане – матери и отцы, садовник, учитель, археолог, уборщица, воспитательница, строитель, ученый, предприниматель, артист, повар, доктор. Все они хотят мирной жизни и выражают доверие Рахмону.
Затем идут сцены, посвященные пресс-конференции с журналистами, где президент озвучивает свои планы и надежды. Но ему приходится проявить максимум терпения и сдержанности в борьбе с недоброжелателями, противниками мирной политики, «шушукающимися в разных углах сплетниками и кляузниками».
Одиннадцатая сцена целиком посвящена встрече Рахмона с президентом России Ельциным 27 июня 1997 года в Москве. Борис Николаевич выражает удивление, как молодой президент Таджикистана за короткое время сумел выстоять и установить мир в своей стране.
Двенадцатая сцена рассказывает уже о мирном Таджикистане, где слышны голоса поэтов, певцов, интеллигенции, представителей народа, которые благодарны своему президенту за мирное небо и стабильную жизнь.
Далее идет сцена из семейной жизни президента Эмомали Рахмона. Он в кругу семьи — супруги Азизамох, дочери Озоды и сына Рустама. Эта сцена показывает президента, как любящего отца и хорошего воспитателя.
В следующей сцене Ангел вновь приходит к президенту и напоминает ему, через какие трудности он прошел, чтобы сделать свой народ счастливым. Оба довольны тем, что сделали.
Наконец, финальная сцена. Эмомали Рахмон выступает с трибуны ООН, и весь мир слушает его. Таджикский лидер достиг мирового признания.
По сообщению «Азии-плюс», Абдугаффор Абдуджаббор участвовал в работе XVI сессии ВС Таджикистана, на которой Рахмон был избран главой государства. Позже он был одним из авторов цикла телепередач об истории достижения мира в Таджикистане.
В Таджикистане в последние годы заметно усилился культ личности президента Рахмона. Ему посвящают художественные произведения писатели, поэты, музыканты, его именем названы поселок, сад, районная газета. Повсеместно вывешены плакаты и баннеры с портретами президента, за которым в республике законодательно закреплены особые статусы, возвышающие его над всеми остальными гражданами: основателя мира и национального единства — Лидера нации и основателя независимого Таджикистана.
В мае 2016 в Таджикистане состоялся всенародный референдум по внесению изменений в конституцию страны, который закрепил за Рахмоном пожизненное правление и обеспечил его сыну возможность баллотироваться в президенты на ближайших выборах. В Уголовный кодекс была введена новая статья, предусматривающая ответственность за публичное оскорбление или клевету в адрес Лидера нации.