Узбекские власти не допускают адвокатов к участию в деле журналиста Абдуллаева
В начале октября адвокат Муножат Парпиева несколько раз обращалась с ордером на защиту журналиста к старшему следователю СУ СНБ Нодыру Туракулову, однако ответа не получила. После очередного обращения на встречу с адвокатом вышел следователь группы Александр Веселов и обещал допустить ее к участию в уголовном деле 31 октября. В этот же день адвокат намеревалась встретиться с подзащитными, однако ни того, ни другого не произошло. Парпиева обратилась с жалобой на незаконные действия следователей в Генпрокуратуру, 2 ноября ее принял замгенпрокурора Алишер Мирасилов, пообещав ответить на жалобу в течении 10-15 дней.
Еще один адвокат Абдуллаева, Тулкун Арифджанов, 1 ноября вручил следователю Веселову ордер на защиту журналиста. Веселов заверил, что пригласит Арифджанова «на следствие» в течение 3-4 дней.
У Абдуллаева есть еще один адвокат, назначенный государством. Однако он, со слов правозащитников, участвует в деле формально. Мать журналиста, Гавхаржон Мадаминова, связалась с ним и спросила о состоянии здоровья ее сына. Юрист сообщил, что в последний раз виделся с Абдуллаевым месяц назад.
Между тем, по данным ИГНПУ, круг обвиняемых по делу независимого журналиста расширяется. Достоверный источник сообщил правозащитникам, что власти завели уголовное дело в отношении члена оппозиционной партии «Эрк» и Народного движения Узбекистана (НДУ) Ислама Холбоя, который был знаком с Абдуллаевым. В настоящее время он находится в Турции. По какой статье расследуют дело, неизвестно. В то же время, со слов источника, в дом Холбоя в Каракульском районе Бухарской области явились сотрудники СНБ и заявили его сестре и сыну о том, что на них также заведено дело по статье 159 («Посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан») Уголовного кодекса.
44-летний Бобомурод Абдуллаев работал корреспондентом Института по освещению войны и мира (IWPR), участвовал в проектах Internews, выступал на сайте «Ozod Ovoz» («Свободный голос»), впоследствии закрытом по распоряжению властей. Он также известен как спортивный обозреватель. Последние месяцы перед арестом сотрудничал с информагентством «Фергана», подробнее об этом – в материале «Узбекистан: Новая конференция на фоне старого зиндана».
Журналист был задержан сотрудниками Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана и водворён в СИЗО 27 сентября 2017 года. Власти утверждают, что он писал «тенденциозно-клеветнические» материалы по указанию Мухаммада Салиха - живущего в изгнании председателя НДУ, а также разрабатывал программу «Жатва» для совершения революции в республике.
10 октября в следственный изолятор – в рамках расследования данного дела – попали бизнесмены Равшанбек Салаев и Шавкатжон Оллоеров. Как и Абдуллаев, они являются уроженцами Хорезмской области Узбекистана, оба фигурировали в определении суда о заключении журналиста под стражу. В документе сказано, что Салаев и Оллоеров были основными поставщиками информации для статей, которые Абдуллаев якобы писал под псевдонимом «Усман Хакназаров». Данную информацию, по версии властей, бизнесменам передавал некий офицер СНБ. В настоящее время он арестован, ему вменяют статью 162 («Разглашение государственных секретов») Уголовного кодекса Узбекистана.
Еще один фигурант, 27-летний сотрудник Института рукописей Академии наук Узбекистана Акром Маликов, был задержан СНБ 22 июля 2016 года после появления в интернете статей с критикой действующей власти, подписанных Абдуллохом Нусратом. Следствие считает, что это псевдоним Маликова. В конце сентября 2017 года Маликова доставили в СИЗО СНБ и провели очную ставку между ним и Бобомурадом Абдуллаевым. В следственном изоляторе заявили, что расследование этого дела займет три месяца, но не исключено, что в дальнейшем его продлят до одного года.
Арест Абдуллаева вызвал широкий резонанс. В защиту журналиста выступили представители ООН, ОБСЕ, международного ПЕН-клуба, правозащитных организаций «Репортеры без границ» и Human Rights Watch.