Из узбекской тюрьмы на свободу вышел правозащитник Ганихон Маматханов
Американское посольство в Ташкенте заявило, что США приветствуют освобождение Маматханова и других узников совести и расценивают это как свидетельство приверженности правительства Узбекистана и президента Шавката Мирзиёева соблюдению международных стандартов в области прав человека.
Представитель Human Rights Watch (HRW) по Центральной Азии Стив Свердлоу (Steve Swerdlow), комментируя информагентству «Фергана» весть о Маматханове, заявил, что его организация приветствует освобождение в Узбекистане активистов, которые были арестованы и осуждены в процессе закручивания гаек после трагических событий в Андижане 2005 года. Он напомнил, что о деле Ганихона Маматханова и других осужденных правозащитников HRW детально писала в 2014 году в докладе «До самого конца: Политические заключённые в Узбекистане».
«Хочу подчеркнуть, что освобождение Маматханова и других является результатом усилий многих правозащитных организаций и дипмиссий, которые поднимают эти вопросы много лет подряд. И мы все вместе будем работать дальше, чтобы положить конец практике политически мотивированного заключения», - заверил Свердлоу.
Он отметил, что в деле Маматханова, как и в деле Фармонова и других, зафиксированы очень серьезные нарушения во время следствия и судебных процессов. По его мнению, Маматханов должен быть полностью реабилитирован, а все, кто способствовал в произвольном продлении его срока в тюрьме и отказывал ему в медицинской помощи, должны понести наказание.
«Правительству стоит создать комиссию, в которую вошли бы независимые правозащитники и эксперты, - для того, чтобы помочь вышедшим на свободу людям с реабилитацией, устройством на работу, получением медицинской помощи. Комиссия должна рассматривать все их дела очень тщательно и принимать меры вплоть до возбуждения уголовных дел против тех представителей правоохранительных органов, которые фабриковали эти дела и участвовали позже в пытках, чтобы подобные действия больше не повторились в Узбекистане», - пояснил представитель HRW.
Он напомнил, что в заключении все еще остаются другие активисты из «постандижанской категории», например, Гайбулло Джалилов, Мехринисо и Зульхумор Хамдамовы, Дильмурод Сайид. Тысячи людей сидят в тюрьме по необоснованным и политически мотивированным причинам.
«В этот момент больших надежд для Узбекистана очень важно, чтобы эти освобождения не остались индивидуальными актами милости, а привели к системным и структурным реформам, - заявил Стив Свердлоу. - Если верить, что в Узбекистане наступила новая эра, президент Шавкат Мирзиёев должен публично дать сигнал - в форме выступлений и законодательных актов, - чтобы каждый гражданин четко понял, что свобода слова будет обеспечена, а мирная критика узбекских властей будет ими воспринята».
Напомним, Ганихон Маматханов был в Фергане одним из главных борцов против использования детского труда и нарушений прав фермеров. Его арестовали в октябре 2009 года по сфабрикованным обвинениям в мошенничестве и даче взятки. За несколько дней до задержания Маматхонов направил на имя Ислама Каримова открытое письмо, в котором назвал проводимую по указанию президента Узбекистана «реформу по укрупнению фермерских хозяйств» противоречащей здравому смыслу.
Суд приговорил Маматханова к 5 годам лишения свободы. Незадолго до дня освобождения ему продлили срок заключения еще на 2,5 года - якобы за «неповиновение требованиям администрации колонии» (по этой 221-й статье Уголовного кодекса в Узбекистане неоднократно продлевали сроки известным политикам и правозащитникам). Маматханов должен был выйти на свободу 4 июня 2016 года, однако этого не произошло: Кызылтепинский районный суд по уголовным делам продлил срок заключения правозащитника еще на три года.
После прихода к власти Шавката Мирзиёева в Узбекистане были освобождены несколько правозащитников и сторонников оппозиции, осужденных в годы правления Ислама Каримова. В том числе - брат лидера оппозиции Мухаммада Салиха, журналист Мухаммад Бекжан, бывший депутат Верховного Совета Узбекской ССР Самандар Куканов, правозащитники Бобомурад Раззоков, Солижон Абдурахманов, Азам Фармонов, Азам Тургунов.