«Танец с коброй»: ISCI обнародовала доклад о преступлениях Гульнары Каримовой
Старшая дочь бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова - Гульнара - создала мощный преступный синдикат, действовавший в республике с 2001 (то есть, с момента ее возвращения из США в Ташкент) по 2012 годы. В группировке были задействованы высокопоставленные узбекские чиновники, часть которых сохраняют свои посты до сих пор, говорится в докладе «A Dance With The Cobra. Confronting Grand Corruption in Uzbekistan» («Танец с коброй. Противодействие всеобъемлющей коррупции в Узбекистане»), подготовленном Международной Инициативой против Государственной Преступности (ISCI).
Обложка доклада «A Dance With The Cobra. Confronting Grand Corruption in Uzbekistan». Фото «Фергана»
Документ подготовили директор Института исследований в области социальных наук Ольстерского Университета Кристиан Ласслетт (Kristian Lasslett), менеджер отдела политики и исследований ISCI Фатима Кандзи (Fatima Kanji), а также аспирант института исследований в области правосудия переходного периода Ольстерского Университета Дайер Макгилл (Daire McGill). Во вводной части доклада они также выразили благодарность пожелавшим сохранить анонимность узбекским активистам, которые помогали собирать материалы.
Значительная часть исследования базируется на свидетельских показаниях Фархода Иногамбаева (Farhod Inogambaev), советника Каримовой, который прежде консультировал ее бывшего мужа. Со слов Иногамбаева, он согласился работать с Гульнарой только после того, как его брата взяли в заложники сотрудники службы безопасности президента, а семье начали поступать угрозы.
В документе проанализированы основные сферы бизнес-интересов Каримовой, которые его авторы условно разделили на четыре группы – напитки, чай, добыча полезных ископаемых и телекоммуникации. Во всех этих сферах Каримова, по их данным, систематически использовала административный ресурс и прибегала к откровенному рэкету, чтобы избавиться от конкурентов. Получив контроль над интересовавшими ее предприятиями, дочь бывшего узбекского лидера выводила часть денег на личные счета. Ее западные партнеры, как отмечается в докладе, знали, что участвуют в коррупционных схемах, но закрывали на это глаза, получая взамен гарантии правительства и преференции в решении возникавших проблем.
В одной из таких схем фигурировала компания Coca-Cola, которая вышла на узбекский рынок в 1993 году через «дочку» ROZ Trading бывшего мужа Каримовой Мансура Максуди (Mansur Maqsudi). Их совместное предприятие Coca-Cola Ichimligi Uzbekiston (CCBU) процветало вплоть до 2001 года и скандального развода Каримовой с Максуди, после чего дочь бывшего президента развернула кампанию по уничтожению узбекской «дочки» ROZ Trading и экспроприировала ее долю в CCBU. Для этого активно использовались люди из Службы национальной безопасности (СНБ), которые проводили обыски в ташкентских офисах компаний, допрашивали сотрудников и угрожали им.
Каримова также пыталась заручиться поддержкой руководства Соса-Соla, присылая к ним на переговоры замминистра иностранных дел Содика Сафоева. В итоге, ей это удалось – в докладе описана встреча Гульнары с президентом евразийской и африканской групп Coca-Cola Ахметом Бозером, который заверил ее в лояльности со стороны компании. На встрече в лобби отеля «Ташкент», помимо Каримовой, присутствовали ее советник, основатель Uzdunrobita (телекоммуникационной фирмы) Брайан Боуэн (Brian Bowen), и подруга Ирина Автайкина (Irina Avtaikina), позднее получившая должность старшего помощника гендиректора CCBU.
Одновременно в Узбекистане было инициировано судебное разбирательство в отношении «дочки» ROZ Trading, ее признали банкротом и взыскали долю в CCBU в счет погашения долга перед государством. Эту долю приобрела подконтрольная Каримовой Zeromax. Компания базировалась в Швейцарии и вплоть до своей ликвидации в 2010 году была одним из крупнейших иностранных инвесторов в Узбекистане.
Сфера интересов Zeromax простиралась от нефти и хлопка до пищевой промышленности и добычи полезных ископаемых. Впервые в докладе она упоминается в контексте скандала с импортером чая, американской Interspan Distribution Corporation. Эта компания в 2005 году контролировала 30 процентов чайного рынка республики. В начале 2006-го один из руководителей Interspan был задержан. Ему вменяли некие экономические преступления, затем добавили обвинения в обороте наркотиков и терроризме. Сотрудников компании из числа местных жителей под пытками заставили оговорить своего начальника. После продолжительных переговоров большую часть обвинений сняли, однако активы компании в Узбекистане были переданы государству, и затем их получила Zeromax. В Interspan назвали случившееся спланированной атакой, за которой, помимо Гульнары Каримовой, стояли бывший вице-премьер Мираброр Усманов и американский бизнесмен Гарри Юстас ст. (Harry Eustace Snr), старший советник Zeromax в 2002-2008 годах.
С похожими претензиями узбекских властей столкнулась и британская фирма Oxus, которая разрабатывала два рудных месторождения в республике. В отношении нее было возбуждено дело за уклонение от уплаты налогов и наложен штраф в 225 миллионов долларов. Все обвинения сняли только после того, как долю британцев в Oxus получила Zeromax, а ее топ-менеджеры заняли в британской фирме ключевые посты.
Плацдармом для телекоммуникационного бизнеса Каримовой, как пишут авторы доклада, стала компания Uzdunrobita — первый в Центральной Азии оператор мобильной связи. Он был создан в 1991 году американской International Communications Group (ICG) в рамках совместного предприятия с правительством Узбекистана. В 2001 году Каримова потребовала у президента ICG Шахида Ферозы (Shahid Feroz) отдать ей 20 процентов акций оператора в обмен на лоббирование интересов и консалтинговые услуги, подчеркнув, что без ее поддержки Uzdunrobita «будет уничтожена». Спустя год Каримова увеличила свой пакет в операторе до контрольного, поручив правительству бесплатно передать 31 процент государственной доли офшорной компании Revi Holdings, записанной на ее советника Фархода Иногамбаева. С его слов, за несколько лет Каримова вывела из компании миллионы долларов, заключая фиктивные контракты на оказание консалтинговых и маркетинговых услуг. В дальнейшем дочь бывшего президента фактически начала собирала дань с операторов, желавших работать в республике. В докладе подробно описаны схемы выхода на узбекский телекоммуникационный рынок компаний Vimpelcom, Teliasonera и МТС, которые платили взятки подставным компаниям, так или иначе связанным с Каримовой, за «создание благоприятных условий» для ведения бизнеса. Всего ими таким образом было выплачено порядка 850 миллионов долларов.
Авторы доклада отмечают, что Каримова действовала дерзко, подгоняемая своими президентскими амбициями. Однако одновременно со становлением ее бизнес-империи в республике набирали силу и делили сферы влияния кланы, сформированные вокруг главы СНБ Рустама Иноятова, нынешнего президента (в те годы – премьера) Шавката Мирзиёева и министра финансов Рустама Азимова. В докладе подчеркивается, что Каримова, по всей видимости, проиграла, начав покушаться на их (кланов) экономические интересы и не предпринимая шагов для защиты своих активов. В итоге все активы у нее отобрали, используя методы ее же синдиката.
В настоящее время в отношении Каримовой в Узбекистане расследуют несколько уголовных дел о коррупции. Сама она фактически уже несколько лет находится под домашним арестом. Несмотря на исчерпывающие доказательства злоупотреблений со стороны Каримовой, авторы доклада считают ее арест политически мотивированным и связывают его, в первую очередь, не с желанием властей разоблачить коррупционные схемы, а с борьбой противоборствующих группировок.
Подробнее об уголовных делах против Гульнары Каримовой и расследованиях в ее отношении, проводимых в разных странах, можно прочитать в специальной рубрике «Ферганы» «Гульнара Каримова» (http://www.fergananews.com/gulnara).