Human Rights Watch: Власти Ирана вербуют афганских детей для войны в Сирии
Иран вербует афганских детей для участия в военных действиях в Сирии. Об этом 1 октября сообщила международная правозащитная организация Human Rights Watch.
По данным правозащитников, вербовкой занимается Корпус стражей исламской революции (КСОР). Он подбирает потенциальных солдат среди афганских беженцев, находящихся в Иране. В их числе оказываются как взрослые, так и дети в возрасте, по меньшей мере, 14 лет.
В Сирии они служат в подразделении «Фатимиюн» – афганской шиитской организации, созданной несколько лет назад для борьбы с сирийской оппозицией. По неофициальным данным, она финансируется и контролируется представителями КСОР. Формально иранские власти этого не признают.
Согласно международному праву, вербовка детей для участия в вооруженных конфликтах – военное преступление. Римский статут Международного уголовного суда уточняет, что речь идет о тех, кому не исполнилось 15 лет. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка устанавливает планку на уровне 18 лет. Как отмечают правозащитники, Иран подписал последний документ, но пока не ратифицировал его в парламенте.
Правозащитникам из Human Rights Watch стало известно, по меньшей мере, о 14 афганских солдатах младше 18 лет, погибших в Сирии. Пятеро из них (одному было 14 лет) похоронены на крупнейшем кладбище Ирана Бехеште-Захра. Могилы еще нескольких были обнаружены на кладбищах в провинциях Альборз и Исфахан.
Фото с веб-сайта HRW
На надгробиях указано, что они погибли в Сирии. Случаи их гибели не скрываются. Местная пресса сообщала о них, называя их «мучениками» и отмечая, что они служили в составе «Фатимиюн». Известны также случаи, когда на надгробиях указывали завышенный возраст. Как рассказал отец одного из погибших, его сын родился в 1999 году, но приписал себе несколько лет, чтобы пройти возрастной ценз для отправки в Сирию. Эту вымышленную цифру позднее указали на его могиле.
Афганец по имени Али рассказал правозащитникам, что ему предложили поехать в Сирию, когда он обращался в миграционную службу, чтобы продлить вид на жительство в Иране. Вербовщиков интересовали его возраст и гражданство, но подтверждений он не требовал. «Они говорили, что им нужны люди старше 18 лет, но документов не спрашивали», – сообщил он.
Официально Иран утверждает, что в «Фатимиюн» едут добровольцы. Однако некоторые афганцы рассказывали правозащитникам, что за отказ им угрожают депортацией на родину. Представители HRW также отмечали, что в последние годы положение афганских беженцев в Иране ухудщилось. Это делает беженцев, включая и детей, уязвимыми для вербовщиков.
Иран – один из союзников главы Сирии Башара Асада. Корпус стражей исламской революции участвует в военных действиях на его стороне. Для Ирана Сирия важна и как транзитный маршрут для поставки оружия своим союзникам в Ливане («Хизбалла») и Газе («Хамас»). По оценкам экспертов, Тегеран тратит на поддержку режима Асада миллиарды долларов в год. Специальный представитель ООН Стаффан де Мистура отмечал, что речь идет о суммах от $6 млрд до $35 млрд в год.