Всемирный банк: В Таджикистане только 58 процентов населения имеют доступ к безопасной питьевой воде
«Питьевая вода в Таджикистане характеризуется высоким уровнем содержания колиформных бактерий и имеет низкий уровень вкусовых качеств, однако низкие показатели присутствия патогенной кишечной палочки (микроорганизмов E. Coli) свидетельствует о том, что фекальное загрязнение не является серьезной проблемой. Поскольку открытые и незащищенные источники воды более широко используются в сельских районах, кишечная палочка чаще обнаруживается в источниках воды, используемых сельскими домохозяйствами (58 процентов), чем городскими (49 процентов). Несмотря на высокое содержание бактерий, только несколько случаев присутствия кишечной палочки (E. Coli) обнаружено в питьевой воде.
Доступ к безопасно управляемым источникам воды — тем, которые были улучшены и защищены от фекальных загрязнений — тем не менее варьируется. В то время как 57 процентов городских домохозяйств имеют доступ к безопасно управляемым источникам воды, на практике этот доступ имеют лишь 31 процент сельских домохозяйств. Кроме того, концентрация хлора в питьевой воде является опасно низкой и не соответствует руководящим принципам национального или глобального здравоохранения. Хлор остается недоступным на местных рынках. Таким образом, население чрезмерно зависит от кипячения как основного метода очистки воды, что влечет за собой потенциально серьезные последствия для здоровья людей», - говорится в докладе.
В настоящее время доступ к сливным туалетам, подключенным к системе канализации в сельских районах имеют лишь 1,7 процентов населения, в то время как аналогичный показатель в городах составляет 60 процентов (в Таджикистане около 75 процентов населения составляют сельские жители). Всё ещё сохраняются значительные различия в пространственном распределении услуг, в результате чего на город Душанбе приходится более четырех из пяти всех канализационных соединений страны.
Обладая богатыми пресноводными ресурсами в своих реках, озерах и ледниках, Таджикистан, тем не менее, относится к числу стран, где услуги водоснабжения ограничены и неравномерно распределены. Большая часть существующей инфраструктуры питьевой воды и канализации была построена до 1980-х годов и не обновлялась со времен распада СССР. Инфраструктура либо находится в плохом состоянии, либо полностью отсутствует, в особенности в сельских районах и небольших городах, отмечают эксперты ВБ.
Даже домохозяйства, имеющие доступ к улучшенным источникам питьевой воды, продолжают сталкиваться с проблемами непрерывности подачи и качества водоснабжения. Каждая четвертая семья сообщает, что не имеет доступа к достаточному количеству воды, когда это необходимо, подача воды часто недоступна в течение длительного, неопределенного периода времени в связи с поломками и сбоями в инфраструктуре водоснабжения.
Население с самым низким уровнем доступа к водоснабжению сталкивается с высокими факторами риска диареи, задержки роста детей и детской смертности. Помимо неблагоприятного воздействия на здоровье детей, домохозяйства в Таджикистане несут определенные монетарные и немонетарные расходы, связанные с недостаточно развитыми и неравномерно распределенными услугами водоснабжения, санитарии и гигиены. Например, часто они вынуждены тратить дополнительные средства на ремонт, очистку воды и её транспортировку до места проживания. Эти условия являются тяжким бременем, в особенности в сельских поселениях, где проживает 3/4 населения Таджикистана. Как правило, домашние хозяйства также оплачивают расходы на ремонт, очистку воды и доставку воды автотранспортом. В среднем, домашние хозяйства тратят ежедневно 17,4 минуты, чтобы добраться до источника воды, наполнить воду в ёмкости и вернуться обратно домой.