В лагере под Мосулом содержатся десятки семей боевиков ИГ из Таджикистана и Узбекистана
Во временном лагере возле иракского Мосула находятся члены более десятков семей боевиков так называемого «Исламского государства» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ) из Таджикистана и Узбекистана, передает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода) со ссылкой на информацию Норвежского совета по делам беженцев (The Norwegian Refugee Council, NRC).
На днях агентство Reuters сообщило, что более 1400 жен и детей боевиков ИГ из Таджикистана, Турции, Азербайджана, России, Германии и Франции с конца августа находятся в тюрьме на юге Мосула. По данным иракских властей и международных гуманитарных организаций, эти женщины и дети сдались курдским «Пешмерге» (военизированные формирования в Иракском Курдистане. – Прим. «Ферганы») недалеко от города Таль-Афар вместе со своими мужьями — боевиками ИГ. Курды передали женщин и детей иракским войскам, а мужчин задержали.
По словам пресс-секретаря NRC Мелани Мархам, которая находится в Ираке, иракские военные составили почти полный список находящихся во временном лагере женщин и детей. Члены 31 семьи утверждают, что они родом из Таджикистана, 16 семей — из Узбекистана.
Беженцы в лагере в Ираке. Фото Reuters
В каждой таджикской семье — от двух до шести членов. «У нас нет возможности побеседовать с ними из-за языкового барьера, нам нужен переводчик с таджикского или персидского языков», - говорит Мархам. Сотрудница NRC подтвердила, что у большинства задержанных нет документов и сейчас поводятся процедуры установления их личностей.
Бактыгуль Кубанычбек, работающая в одной из международных организаций на территории иракского Курдистана, в интервью «Азаттык» (киргизская служба Радио Свобода) сказала, что, по сообщениям СМИ Ирака, среди беженцев и сдавшихся иракским военным боевиков ИГ есть и граждане Кыргызстана, однако их точное число неизвестно.
Она отметила, что беженцев, которых «подозревают в какой-либо связи с членами ИГ — это могут быть их братья, мужья, сестры — отдельно фильтруют». «Есть специальная проверка, которая производится местными службами безопасности. Я не знаю, в чем состоит процесс этой проверки, но он достаточно долгий. Они проверяют, была ли связь, какая. После этого они либо передают [беженцев] в одни международные организации для расселения в лагерях или определенных центрах, либо в другие учреждения, чтобы далее определить их судьбу в соответствии с международным законодательством», - пояснила Бактыгуль Кубанычбек.
Ранее власти Таджикистана сообщили, что намерены вернуть в страну жен и детей бывших боевиков ИГ. Источник в Генпрокуратуре страны сообщил Радио «Озоди», что сейчас изучается опыт Казахстана — там возвращению на родину брошенных семей боевиков ИГ способствуют специальные группы. Члены этих групп выезжают в Сирию и Ирак и там устанавливают личности своих граждан.
По данным таджикских властей, в зонах боевых действий в Сирии и Ираке в настоящее время находятся свыше 250 таджикских детей. В недавнем докладе правительства Таджикистана, представленном в Управление по делам беженцев ООН, сообщалось, что в зонах конфликта пребывают 234 семьи или около 840 человек из Таджикистана. Среди них – 309 мужчин, 279 женщин, 110 девочек и 142 мальчика. За последние два года властям Таджикистана удалось вывезти из зон боевых действий 19 семей или 61 человека, в том числе 21 девочку и 20 мальчиков. Какую-либо информацию о детях, находящихся на территориях, подконтрольных ИГ, получить крайне тяжело, поэтому их судьбы остаются неизвестными. Всего же в последние годы в Сирию и Ирак с целью примкнуть к ИГ отправились более 1150 граждан Таджикистана. Не менее 300 из них погибли во время боевых действий.
Вице-премьер Кыргызстана Темир Джумакадыров недавно сообщил, что в боевых действиях на территории Сирии и Ирака погибли 92 кыргызстанца. А общее число выехавших в зону военного конфликта составляет около 500 человек, из которых 140 женщин и около 100 детей.