Посольство Ирана закрыло свои представительства в Худжанде по требованию таджикских властей
Представительства закрыты по требованию властей Таджикистана, сообщает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода) со ссылкой на сотрудника культурного представительства посольства Ирана в Худжанде. По его словам, две недели назад культурное и торговое представительства посольства получили официальное уведомление о закрытии, после чего сотрудники этих структур были отправлены в отпуск.
Худжандцы часто посещали культурное представительство посольства ИРИ, где можно было пользоваться библиотекой и бесплатным скоростным интернетом. Культурное представительство оказывало финансовую помощь местным литераторам в издании книг, организовывало поездки таджикских ученых и студентов в Иран.
Будет ли когда-нибудь возобновлена работа представительств — не сообщается. В самом посольстве Ирана в Душанбе отказались комментировать решение таджикских властей об их закрытии на севере республики.
Напомним, в декабре 2016 года решением суда в Таджикистане была прекращена деятельность Комитета помощи Имама Хомейни «Имдод» – известной иранской благотворительной организации.Таджикские власти тогда сообщили, что представительство иранского фонда закрыто из-за нарушения им законодательства Таджикистана.
Затем совместное таджикско-иранское предприятие «ТоджИрон» прекратило выпуск тракторов. СП начало работать в сентябре 2006 года на базе Душанбинского завода «Хумо» и Тебризского тракторного завода. По договоренности, 51 процент акций предприятия принадлежали иранской стороне. На «ТоджИроне» производилась сборка 2 тысяч тракторов в год. Гендиректор СП Самад Дагипур объяснил закрытие предприятия его убыточностью из-за высокой конкуренции на рынке. «Дело в том, что в Таджикистан из Минска ввозятся тракторы “Беларусь” по цене $8 тысяч. Мы же на сборку каждого трактора тратим как минимум $10 тысяч», - сказал он.
Между тем, проблемы у иранских организаций и бизнеса в Таджикистане начались на фоне охлаждения отношений между Душанбе и Тегераном в последнее время. Это случилось после того, как в декабре 2015 года Тегеран пригласил на международную конференцию лидера запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения (ПИВТ) Мухиддина Кабири, который встретился в иранской столице с духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи. В ответ МИД Таджикистана вручил послу Ирана ноту протеста, а муфтий Саидмукаррам Абдукодирзода и другие общественные деятели и политики обвинили Иран в поддержке террористов.
Сразу после этого последовали ограничения импорта из Ирана продовольственных товаров, в частности мясопродуктов и чая. Душанбе объяснил такое решение низким качеством этих товаров. Позже Таджикистан прекратил выдачу гражданам Ирана виз по упрощенной системе — непосредственно на границе, в душанбинском аэропорту.
В то же время, Иран является одним из важных экономических партнеров и инвесторов Таджикистана. При финансировании Ирана в стране реализованы несколько крупных проектов, среди которых — строительство тоннеля «Истиклол» под Анзобским перевалом и Сангтудинской ГЭС-2. По официальным данным, товарооборот между между Таджикистаном и Ираном за последние 2-3 года существенно сократился. В 2013 году он достигал $292 млн, а в прошлом году этот показатель составил лишь $114 млн.
В Таджикистане работают представительства нескольких иранских СМИ: информагентства «Форс», радио «Садои Хуросон», Press TV и «Садо ва симои Эрон» (Радио и ТВ Ирана).