В Узбекистане вырос уровень коррупции? Скорее, «Ижтимоий фикр» стал на капельку честнее
Отметим, что на вопрос «существует ли коррупция в Узбекистане?» в 2014 году утвердительно ответили 34 процента участников опроса, в 2012 таковых было 36 процентов, в 2011-м – 53 процента. Данных по другим годам найти не удалось. Сайт самого центра «Ижтимоий фикр» малоинформативный, результаты исследований не публикует. Впрочем, они не представляют никакой ценности, поскольку неизменно представляют лакированную картинку настроений жителей Узбекистана, абсолютное большинство которых, по заверениям центра, всегда очень довольно уровнем своей жизни и руководством страны.
Оттого привлекает внимание нынешнее исследование с не свойственной опросам «Ижтимоий фикра» поляризацией мнений, причём о коррупциогенности узбекского общества, пожалуй, впервые рассказали так подробно, по местным меркам.
Согласно данным центра «Ижтимоий фикр», чаще других о наличии коррупции говорили жители Каракалпакстана, Ташкентской, Сырдарьинской и Сурхандарьинской областей. Чаще всего об этом заявляли предприниматели, сотрудники иностранных организаций и фирм, представители негосударственных некоммерческих организаций, учащиеся колледжей, лицеев и вузов. Признающих этот факт оказалось больше среди горожан, чем сельчан.
При этом 76,3 процента узбекистанцев считают, что коррупция имеет место лишь в отдельных сферах общественной жизни, но, судя по списку, их немало и они важные. Чаще всего, по мнению респондентов, коррупционные правонарушения встречаются в сфере здравоохранения (37,6 процента), образования (31,4 процента), правоохранительных органах (25 процентов), а также в службах занятости, социального обеспечения, коммунального обслуживания, банках, налоговых и таможенных органах, хокимиятах (администрациях) и другие.
О том, что это сугубо правовая проблема, заявили 64,4 процента респондентов, экономическая - 51 процент, социальная - 46,3 процента, нравственно-этическая - 45,8 процента, культурологическая - 5,4 процента, ценностная - 5,3 процента.
По мнению опрошенных, причинами распространения злоупотреблений в разных органах являются пассивность гражданского общества, отсутствие общественного контроля, низкий уровень правосознания, а также правовой культуры как среди должностных лиц, так и среди простых граждан.
С приходом к власти Шавката Мирзиёева на 9,3 процента выросло число граждан, положительно оценивающих динамику борьбы с коррупцией. Многие связывают это с введением института народных приемных президента. 65,8 процента опрошенных убеждены в неотвратимости наказания коррупционеров.
Самыми действенными граждане считают меры по привлечению к уголовной ответственности, повышению уровня правовой грамотности граждан и освещению в СМИ мероприятий по противодействию коррупции, а также - меры экономического воздействия, повышение заработной платы, установку камер наблюдения в кабинетах чиновников, учебных аудиториях, лечебных учреждениях.
В ходе исследования был определен Индекс эффективности противодействия коррупции, который специалисты оценили как достаточно высокий — 0,65.
Напомним, что в авторитетном «Индексе восприятия коррупции», который ежегодно публикует Transparency International, Узбекистан перманентно находится в хвосте таблиц, набирая порядка двух десятков баллов из ста возможных. Но при этом заметна тенденция к улучшению ситуации – на пару баллов. К примеру, в 2012 и 2013 годах Узбекистан набирал по 17 баллов, в 2014 – 18, в 2015-м – 19, в 2016-м – 21 балл.
Материалы о коррупции в Узбекистане можно почитать, пройдя по этой ссылке.