Казахстан: В Алма-Ате вспомнили жертв прошлых и нынешних политических репрессий
Сегодня в Алма-Ате в День памяти жертв политических репрессий открыли памятник жертвам голода 1931-1933 годов. Официальная церемония, прошедшая в сквере напротив здания бывшего КГБ, собрала около сотни человек. Выступая на церемонии, мэр Алма-Аты Бауыржан Байбек отметил, что памятник жертвам голодомора был открыт по прямому указанию президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
- Образ матери, прижимающей к груди обессилевшего от голода ребенка, олицетворяет всю скорбь казахского народа. Мать — это источник всего сущего, основа нации, гарантия будущего, - сказал Бауыржан Байбек.
Памятник жертвам голода 1931-1933 годов. Алма-Ата
Сам Назарбаев в это же время возлагал венок к памятнику жертвам политических репрессий в селе Акмол Акмолинской области, который был открыт в 2007 году на месте существовавшего в период с 1937 по 1953 год 17-го женского лагеря КарЛАГа, называемого «Акмолинским лагерем жён изменников Родины». Обращаясь к собравшимся, Назарбаев заметил, что в Казахстане в годы политических репрессий было арестовано 103 тысячи человек, из которых 25 тысяч были расстреляны.
- Сегодня трудно даже представить это, потому что мы построили совсем другое государство. Права и свободы граждан защищены, политических преследований в Казахстане нет, узников по этой теме нет, - высказал президент свою позицию на эту щекотливую тему.
В противовес его словам в 11 утра возле нового памятника в Алма-Ате традиционно собрались правозащитники и те, кто считает, что политические репрессии не прекращаются и в годы независимости. Более сотни человек вышли с плакатами и портретами тех, кто находится в заключении по политическим мотивам. Среди них – родственники новых осужденных и арестованных. Очень быстро основание памятника оказалось покрытым фотографиями жертв репрессий периода правления Сталина и теперешними политзеками, пришедшими на смену тем заключенным.
Митинг во время церемонии открытия памятника
- Всего за год добавились и Жанболат [Мамай], и Макс [Бокаев], и Талгат [Аян], Матаевы [Сейтказы и Асет]. Это все идет из одного момента: как можно дольше продлить коррумпированную власть, - подвел печальные итоги последнего года глава фонда «Журналисты в беде» Рамазан Есергепов, которого 26 мая выписали из больницы после полученных в поезде ножевых ранений в живот.
Власти не стали активно препятствовать выражению волеизъявления, разве что отдельные молодые люди в костюмах пытались убрать фотографии с памятника, поясняя, что он посвящен совсем не тем людям.
Фотографии узников совести у памятника жертвам голода 1931-1933 годов. Алма-Ата
Всего, как считают казахстанские правозащитники, в колониях, психиатрических лечебницах либо под арестом в ожидании суда в настоящее время находятся более 20-ти человек, которых можно отнести к политическим узникам – это правозащитники, журналисты, общественные активисты, блогеры, религиозные деятели. Кроме того, свыше 400 лиц на сегодняшний день осуждены по обвинениям в экстремизме и терроризме. Учитывая, что большинство таких процессов проходило в закрытом режиме, невозможно определить, кто действительно был замешан в противозаконной деятельности, а кто просто оказался не в то время и не в том месте.
С 1997 года в Казахстане 31 мая отмечается День памяти жертв политических репрессий. По уже сложившейся традиции, в этот день чиновники разного ранга, включая президента страны, посещают мемориальные комплексы, построенные на месте многочисленных лагерей, где содержались заключённые во времена правления Иосифа Сталина, либо открывают новые музеи и памятники, посвящённые памяти жертв политических репрессий.
Следует отметить, что в Казахстане последние 5-7 лет тема голода 1930-х годов стала столь же актуальной, как и для Украины. Правда, в отличие от официального Киева, Астана в жёсткой форме не обвиняет Россию в организации Великого Джута, возлагая всю ответственность за массовую гибель людей в результате неграмотно проведённой коллективизации и раскулачивания на присланного Москвой в тот момент члена ЦК ВКП(б) Филиппа Голощекина.
Соб.инф.