Таджикистан: Против отбывающего 25-летний срок адвоката Ёрова возбуждено четвертое уголовное дело
Как передает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода), поводом для возбуждения еще одного уголовного дела стало заявление Бузургмехра Ёрова на одном из судебных заседаний о том, что он, будучи адвокатом и следователем МВД, всегда действовал в рамках законов, подписанных президентом Таджикистана. «Если меня обвиняют в мошенничестве, значит — все мошенники», - заявил тогда Ёров.
Эти слова адвоката были процитированы веб-сайтом Payom.net. На основании данной публикации Генпрокуратура Таджикистана возбудила против него новое уголовное дело. Теперь Ёрову грозит новая прибавка к сроку, так как указанная статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет или исправительных работ на срок до двух лет.
Кроме того, в Генпрокуратуре Заррине Набиевой сообщили о непростой ситуации с защитой Ёрова в новом уголовном деле. По ее словам, пока неизвестно, кто будет защищать его мужа в ходе нового судебного процесса. «Мы обошли всех, в том числе и наших родственников-адвокатов, никто не желает взяться за это дело, так как все опасаются за свою жизнь. Скорее всего, Бузургмехра будет защищать назначенный судом адвокат», - сказала она.
До недавнего времени адвокатом Бузургмехра Ёрова была Муаззама Кодирова, которая из-за давления и угроз сначала вынуждена была отказаться от защиты своего коллеги, а затем покинуть Таджикистана и попросить политического убежища в Германии. По словам Кодировой, в январе этого года во время встречи с подзащитным у нее отобрали диктофон и обвинили в разглашении тайны следствия, после чего на нее началось давление. Защитнице Ёрова намекнули, что она сама может стать фигурантом уголовного дела. «Мне ничего не оставалось, кроме как покинуть Таджикистан», - пояснила адвокат.
Напомним, Бузургмехр Ёров был арестован 28 сентября 2015 года по обвинению в мошенничестве и подделке документов. Это произошло через несколько дней после того, как Ёров встал на защиту членов ныне запрещенной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и возглавил Общественный комитет по предотвращению и пересечению незаконного задержания, ареста, обыска и заключения. К моменту задержания Ёров занимался делами семерых задержанных членов ПИВТ.
Позже был задержан адвокат Нуриддин Махкамов, являвшийся сотрудником коллегии адвокатов «Сипар», членом которой был и Ёров. До своего задержания Махкамов намеревался защищать интересы своего арестованного коллеги, но не получил ордер на его защиту. Вскоре арестованных адвокатов стали обвинять в экстремизме, призывах к насильственному изменению конституционного строя и в возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды.
Суд города Душанбе 6 октября приговорил Ёрова к 23 годам, а Махкамова – к 21 году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. А в середине октября стало известно о двух новых уголовных делах против Ёрова. Одно из них – по статьям 330 (Оскорбление представителя власти) и 355 (Неуважение к суду) Уголовного кодекса республики. Дело возбудили после того, как в ходе выступления Ёрова в суде с последним словом между ним и гособвинителем Рустамом Такдирзода возник спор. По этому делу к сроку Ёрова добавили два года лишения свободы. Еще одно дело возбуждено по статье 247 (Мошенничество) на основании заявления троих граждан.