16 november 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан: Ташкентский имам, позоривший мужчин-акушеров, недоволен общественным резонансом

Рахматуллох Сайфутдинов
Имам-хатиб (тот, кто возглавляет совместную молитву и проводит пятничную проповедь) мечети «Мирзо Юсуф» Юнусабадского района Ташкента Рахматуллох Сайфутдинов заявил, что его проповедь 31 марта, во время которой он выступил против акушеров-гинекологов мужского пола, была «неправильно истолкована» средствами массовой информации, и отметил, что русскоязычной аудитории проповедь не касается, сообщает 12 апреля «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода).

«Во время той проповеди я говорил про акушерство. На самом деле, многие не поняли суть этой проповеди. Нужно девочек обучать акушерству. Роды у женщин должны принимать женщины, а не мужчины. Мужчин должны осматривать врачи-мужчины, а женщин – врачи-женщины. И это не мое требование, это – требование шариата», утверждает 42-летний имам-хатиб.

На пятничной проповеди 31 марта Сайфутдинов призвал узбекистанцев не позволять своим сыновьям выбирать специальность «акушер-гинеколог», заявив, что эта профессия позорна для мужчин.

«Ещё одна проблемная задача, подлежащая сегодня пересмотру, - мужчина-гинеколог. Этому надо положить конец. Хватит, этим постыдным явлением мы уже насытились ещё во времена [советского] тоталитаризма. В те времена многие наши национальные ценности и авторитет были растоптаны. Изменить это [, к сожалению,] было не в нашей власти, поэтому сам факт «мужской» гинекологии воспринимался как обычное нормальное явление, а среди женского населения даже бытовало мнение, что у мужчин-гинекологов «лёгкие руки», что способствовало ещё большему росту числа желающих обслуживаться именно у них. Теперь мы независимые, свободные, и должно быть стыдно. Нужно [срочно] запретить такие вещи», - приводит слова имам-хатиба «Азиятерра».

Сайфутдинов заверил, что, если женщина захочет работать в роддоме, «даже муж не будет чинить препятствия», хотя «известно, что в нашей религии от женщины в первую очередь требуется почтительное отношение к мужу. «Общественно необходимо подготовить для этой работы [приему родов] образованных, грамотных, опытных и высокопрофессиональных специалистов из числа женщин. Если кто-либо [из женщин] решит, что она пойдёт в акушеры, так как в их городе или кишлаке нет специалистов по этой части, то даже муж будет не в состоянии остановить её».

После того, как видеозапись с его выступлением была распространена в Интернете и вызвала общественный резонанс, Сайфутдинов обвинил Радио «Озодлик», Би-Би-Си и «Голос Америки» в разжигании смуты.

«Они разжигают смуту. В своих материалах они пишут, что «узбекский имам призывает отказаться от мужчин-акушеров». Они преподносят эти материалы русскоязычной аудитории, хотят узнать их мнение. Однако данная моя проповедь не касается русскоязычной аудитории», - заявил Сайфутдинов.

Тех, кто оставляет негативные комментарии к материалам о его проповеди, являются «нежелательными лицами с Запада».

«Половина мужчин, которые высказались против моей проповеди, это мужчины, которые занимаются акушерством, еще одна половина – «хизбутчики», «ваххабиты», оппозиционеры и нежелательные лица с Запада, которые не могут вернуться на родину. Люди, которые выступают против политики нашего государства, кидают в нас камни», – заявил имам.

«Озодлик» связался по телефону с представителями Комитета по делам религий при Кабинете министров Узбекистана, чтобы получить комментарий по поводу призывов имама запретить мужчинам быть акушерами, но чиновники отказались говорить на эту тему. Получить комментарий Министерства здравоохранения Узбекистана тоже не удалось.

Между тем, ранее ташкентский лингвист Фарида Шариф также обратилась в Минздрав с просьбой прокомментировать заявление Сайфутдинова.

«В своем обращении я попросила чиновников Минздрава высказаться по поводу заявлений имама. Потому что я считаю, что вопросом подготовки кадров для медицинских учреждений должны заниматься государственные органы. Какое он [имам] имеет право требовать не подпускать к женщинам врачей-мужчин? Наши женщины имеют полное право выбирать пути сохранения своего здоровья», – заявила Фарида Шариф.

«Когда человек находится между жизнью и смертью, он не смотрит на пол врача, - сказал ученый-психолог и писатель из Узбекистана Махмуд Юлдашев. - Я считаю, что муллы должны заниматься своими религиозными делами и не вмешиваться в светские вопросы. Узбекистан – светское государство. Если они будут совать свой нос в светские вопросы, то придется «подрезать» их носы, то есть ограничить путем применения к ним Основного закона республики. Конституция запрещает при выборе профессии дискриминацию по признаку пола. Следовательно, никто не может запретить, например, мне или кому-то ещё стать гинекологом. Человек сам выбирает себе врача, и никто не может заставить его выбрать врача, у которого он не хочет наблюдаться».

«Разве можно разделять врачующих специалистов на мужчин и женщин? Если, скажем, [во время родов] у больной откроется сильное кровотечение и её жизнь [окажется] под угрозой, - кто в этом случае будет выдвигать свои условия: пусть, мол, это будет женщина-врач, мужчину, мол, звать не надо? - восклицает известный узбекский фотохудожник Умида Ахмедова. - А слабо муллам признать, что они сами тоже не безгрешны: и приёмы больных на дому у себя ведут, «спасая», в том числе женщин, от хвори, порчи-сглаза и прочих недугов, небескорыстно пичкают обречённых на бездетность «рецептами» беременности? Почему об этом [имамы] молчат? Разве это не тот случай, когда нужно запрещать подобную практику?»

Напомним, что 61-я статья Конституции Узбекистана гласит: «религиозные организации и объединения отделены от государства». Однако разного рода имамы то и дело выступают на своих пятничных проповедях с ограничивающими права граждан инициативами. К примеру, в августе 2015 года имам ташкентской соборной мечети «Тухтабой» назвал интернет и мобильные телефоны «заговором» и призвал своих прихожан отказаться от современных средств коммуникации. В сентябре 2016 года имамы некоторых мечетей призвали прихожан выйти на сбор урожая, заявив, что это - ваджиб амаль (обязательное в исламе действие) для каждого узбекского мусульманина, и собирали с прихожан деньги на сбор хлопка.

…Однажды главный узбекский поэт Алишер Навои написал об имамах: »Имам в свое чтение Корана влюблён, он своим намазом пленён. Думая, что он - настоящий человек, он своим воображением живет, считая, что он лучше всех на свете, он себя заносчиво ведет. Он думает, что будет принят небом намаз, совершённый им. Что будут прощены все, кто совершает намаз вместе с ним. Он громким голосом читает Коран - это говорит о его высокомерии и надменности; он молится впереди всех других - это свидетельство его себялюбия и подлости. Он мнит о себе, что является народным предводителем, полагает, что является всех людей учителем. Намаз должен возглавляться совершенным имамом, а такой является невеждой и хамом».

Мнение великого поэта актуально до сих пор.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА