Исследование ООН: Более половины кыргызстанцев считают, что женщин-мигранток нужно «наказывать» за аморальное поведение
Исходя из убеждения об аморальном образе жизни женщин-мигранток, 51 процент женщин и 55 процентов мужчин поддерживают деятельность организаций националистического толка, которые «следят» за моральным обликом киргизских женщин, раздевая, насилуя их и выкладывая в сеть фотографии и видеозаписи сцен «наказания» за плохое поведение.
При этом, говорится в отчете, 22 процента женщин и 26 процентов мужчин не считают аморальным, если мужчина в миграции заводит вторую семью, при условии, что продолжает заботиться о первой семье, которая осталась дома. Из регионов в наибольшей степени данному стереотипу подвержены те, в которых миграционный процессы идут более активно: Джалал-Абадская, Нарынская, Иссык-Кульская, Баткенская, Ошская области, города Бишкек и Ош.
Чаще поддерживают гендерный стереотип о моральной неустойчивости женщин в миграции жители сельской местности. Деятельность националистических групп гораздо чаще поддерживается молодыми людьми в возрасте до 20 лет независимо от уровня их образования.
Интересно, что при таком восприятии миграции, 87 процентов женщин и 89 процентов мужчин согласны с тем, что «миграция – это крайняя мера, на которую идут от безысходности», и она «ведет к улучшению материального благосостояния семьи». Однако несмотря на ряд преференций, значительно облегчающих порядок пребывания и трудоустройства трудящихся из стран-членов ЕАЭС, в том числе Киргизии, число желающих выехать туда составляет лишь 13 процентов мужчин и 8 процентов женщин.
Около 70 процентов опрошенных женщин и мужчин согласны с тем, что миграция «дает людям новые знания, профессиональные навыки и социальные связи», и «это хорошая возможность повидать мир». Почти такое же количество опрошенных обоих полов согласились с тем, что пребывание в миграции «ухудшает отношения в семье».
Чуть больше 80 процентов женщин и мужчин согласились, что «для многих мужчин миграция является хорошей возможностью реализовать себя». Однако доля респондентов, согласившихся с тем же высказыванием в отношении женщин, составляет 68 процентов. Также большинство респондентов (почти 60 поцентов) согласилось с тем, что «женщины-мигранты возвращаются домой более независимыми и уверенными в себе» и что «женщины, работающие за рубежом, чаще чувствуют себя равными мужчинам, чем дома».
Возвращающиеся из трудовой миграции женщины и мужчины сталкиваются с одинаковыми проблемами. Это ухудшение здоровья, сложности при трудоустройстве, отдаление от детей, а также ухудшение отношений с брачным партнером. Однако по этому вопросу выявлен ряд гендерных особенностей. С проблемой ухудшения здоровья женщины и мужчины сталкиваются в равной степени. Второй проблемой, для мужчины, становится поиск работы, а третьей — отдаление от детей. Для женщин, вернувшихся из миграции, проблема отдаления от детей ставится на второе место, а сложности с поиском работы — на третье.
Проблемы, с которыми сталкиваются вернувшиеся на родину кыргызские трудовые мигранты
Далее в отчете говорится, что около 70 процентов женщин и мужчин владеют информацией о существовании списка лиц, которым закрыт въезд в Россию. По вопросам получения информации о порядке выезда, пребывания и трудоустройства в странах ЕАЭС обращаться в миграционные службы планирует только треть респондентов. 50 процентов мужчин и 45 процентов процентов опрошенных женщин ответили, что будут обращаться к своим друзьям, родственникам (сообществу земляков) и двое из пяти респондентов будут искать информацию самостоятельно через СМИ (22 процента) или интернет (20 процентов). То есть две трети женщин и мужчин планируют получать информацию о порядке выезда, пребывания и трудоустройства в странах ЕАЭС из таких ненадежных источников информации, как социум, а также через интернет и СМИ, где размещаются объявления частных агентств, которые нередко осуществляют свою деятельность без разрешительной процедуры.