15 january 2025




Новости Центральной Азии

Amnesty International: По всему миру власти используют язык обвинений, ненависти и страха

Международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала годовой доклад 2016/2017 «Права человека в мире». Согласно выводам правозащитников, в минувшем году политики по всему миру «стали использовать риторику, направленную на дегуманизацию целых групп населения – беженцев и мигрантов, иностранцев и представителей иных конфессий». «2016-й стал годом, когда циничное использование риторики «мы и они», языка обвинений, ненависти и страха, во всем мире достигло беспрецедентного с 1930-х годов уровня. Отвечая на обоснованные опасения по поводу ситуации с безопасностью или состояния экономики и стремясь заручиться голосами избирателей, слишком многие политики стали прибегать к пагубным и сеющим рознь манипуляциям с коллективной идентичностью, - заявил генеральный секретарь Amnesty International Салил Шетти. - В 2016 году в международной политике снова стал эксплуатироваться страх перед «другими», беженцами и иммигрантами. Границы допустимого сдвинулись».

По словам Шетти, политики «беззастенчиво ввели в оборот лексику, основанную на нетерпимости к другим, женоненавистническую, расистскую и ксенофобскую». «Первой целью стали беженцы, но, если это продолжится в 2017 году, то под ударом окажутся и другие группы. Что в свою очередь приведет к дальнейшим нападениям на основании расы, пола, гражданства и религии. Когда мы отказываемся видеть друг в друге людей, обладающих одинаковыми правам, мы приближаемся к пропасти», - считает глава Amnesty International. «Отказ могущественных стран от своих обязательств в области прав человека может побудить остальные государства взять аналогичный курс», отмечается в докладе.

Растущую тревогу вызывает ситуация и в странах бывшего СССР, в частности Центральной Азии, где продолжились репрессии в отношении инакомыслящих и политической оппозиции. Так, в Узбекистане в местах содержания под стражей и местах лишения свободы повсеместно происходили пытки. Власти вернули на родину, в том числе в порядке тайных перебросок, сотни людей, подозреваемых в преступлениях, в оппозиционности властям и в создании угрозы национальной безопасности. Широко применялись пытки, однако даже при наличии убедительных доказательств судьи игнорировали либо отказывались рассматривать как безосновательные утверждения о пытках и жестоком обращении. Примером тому является дело Арамаиса Авакяна и его соответчика Фурката Джураева, которых сотрудники СНБ избивали, пытали электрошокером. Но суд проигнорировали их заявления о пытках и принял выбитые из подсудимых «признания» как доказательства их вины.

Сохранялись жёсткие ограничения прав на свободу выражения мнений и объединений. Правозащитники постоянно сталкивались с гонениями и насилием. Широко применялся принудительный труд. По оценкам правозащитных организаций, во время весенних подготовительных и осенних уборочных работ власти заставляли трудиться на хлопковых полях более миллиона работников бюджетной сферы. Согласно Глобальному индексу рабства за 2016 год, Узбекистан занимает второе место в мире по использованию современных форм рабства.

В Таджикистане и Казахстане в 2016 году наблюдался стремительный регресс в вопросах защиты прав человека. В Таджикистане это было связано с репрессиями в отношении бывших активистов запрещенной властями Партии исламского возрождения (ПИВТ), в Казахстане – с реакцией властей на массовые волнения, спровоцированные инициативой по принятию нового Земельного кодекса. Amnesty International напоминает о приговорах в Казахстане гражданским активистам Ермеку Нарымбаеву и Серикжану Мамбеталину, Максу Бокаеву и Талгату Аяну, блогеру Игорю Сычёву, уголовном преследовании журналистов Гузяль Байдалиновой, Сейтказы и Асета Матаевых. Впервые к лидерам общественных объединений, выделенным в отдельную категорию правонарушителей в рамках Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса, были применены более суровые наказания. Сообщалось о сотнях случаев пыток и жестокого обращения с подозреваемыми и заключёнными. Одного человека — «алма-атинского стрелка» Руслана Кулекбаева — приговорили к смертной казни.

В Таджикистане также продолжало сокращаться пространство для мирного инакомыслия. Власти оправдывали всё более суровые ограничения свободы СМИ, выражения мнений и объединений угрозами национальной безопасности и необходимостью борьбы с терроризмом. Происходили гонения на адвокатов, защищавших членов ПИВТ: их произвольно задерживали, против них возбуждались дела, некоторых, например Бузургмехра Ёрова и Нуриддина Махкамова осудили на длительные сроки лишения свободы по политически мотивированным обвинениям. В стране по-прежнему отсутствуют независимые механизмы расследования пыток и жестокого обращения. Коалиция НКО против пыток зарегистрировала 60 жалоб на пытки, но в реальности случаев намного больше.

В Кыргызстане узник совести Азимжан Аскаров остался в тюрьме, несмотря на рекомендацию Комитета ООН по правам человека о его немедленном освобождении. На референдуме, проведённом 11 декабря, граждане поддержали поправки к Конституции, подрывающие гарантии защиты прав человека. Этими поправками вводятся положения о «высших государственных ценностях» и ослабляется приоритет международного права перед национальным законодательством, закреплённый в действующей конституции.

Власти не прилагали настоящих усилий к эффективному расследованию межэтнических столкновений, произошедших в июне 2010 года на юге Кыргызстана. К ответственности было привлечено несоразмерно много этнических узбеков, хотя к насилию прибегали и киргизы, и узбеки, и среди последних было больше всего погибших, раненых и пострадавших. Никто не понёс ответственность за гибель Усманжана Халмирзаева — узбека по национальности и гражданина России. Он скончался от травм в августе 2011 года, после того как его задержали и избили в милиции. Чуйский областной суд 22 июля оставил в силе приговор, вынесенный в октябре 2015 года четырём милиционерам, которые подозревались в причастности к его гибели, но были оправданы ввиду недостаточности доказательств.

В Туркменистане 16 сентября 2016 года была принята новая конституция, согласно которой срок президентских полномочий теперь продлен до 7 лет и сняты прежние ограничения на возраст президента. Государство продолжало контролировать СМИ, независимые СМИ работать не могли. Власти продолжали преследовать и запугивать журналистов, включая тех, кто проживает за пределами страны. В стране жёстко ограничивались свободы выражения мнений, объединений и вероисповедания, сохранялись ограничения на свободу передвижения. Секс между мужчинами оставался уголовным преступлением.

Власти, как и раньше, использовали принудительный труд в хлопководстве — одной из крупнейших отраслей страны. На сбор хлопка местные власти заставляют выходить бюджетников, включая учителей, медработников и служащих госучреждений.

«При отсутствии у мировых лидеров политической воли на то, чтобы оказывать давление на нарушающие права человека страны, под угрозой оказываются основные гуманитарные принципы, от привлечения к ответственности за массовые зверства до права на убежище», - заявляет глава Amnesty International Салил Шетти. По его словам, отказ все большего числа стран от обязательств по соблюдению фундаментальных прав человека повышает риск эффекта домино – все большее и большее число государств может последовать их примеру.

Amnesty International призывает людей во всем мире сопротивляться циничным попыткам навязать отказ от давно устоявшихся прав человека в обмен на обещания процветания и безопасности в отдаленном будущем. Организация предупреждает, что всемирная солидарность и мобилизация будут чрезвычайно важны в деле защиты тех, кто выступает против власть имущих и в поддержку прав человека. «Мы не можем просто ждать, когда правительства встанут на защиту прав человека, мы, люди, должны действовать сами. Политики все чаще готовы демонизировать целые группы людей, и никогда еще не была настолько очевидна необходимость всем нам встать на защиту основополагающих ценностей человеческого достоинства и равенства во всем мире», - заявил Салил Шетти.

Доклад «Права человека в мире» представляет самый полный анализ ситуации с правами человека в 159 странах мира.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА