Узбекистан: Правозащитнику Агзаму Фармонову тоже отказали в амнистии
«Муж позвонил мне вечером 3 февраля и сказал, что его лишили права на амнистию. Он сказал мне: «Озода, комиссия по амнистии снова бросила меня «за борт». Мы очень надеялись, что в этом году он выйдет на свободу. Освобождение из колонии одного-двух политзаключенных, а также то, что власти позволили местным правозащитникам встретиться с моим мужем, давали мне какую-то надежду», - рассказала супруга Фармонова Озода Якубова.
Последний раз она виделась с мужем 11-12 ноября прошлого года в колонии «Жаслык» в Каракалпакстане, чувствовал он себя неплохо.
«После того как 18 августа прошлого года местные правозащитники смогли встретиться с моим мужем в колонии «Жаслык», администрация позволила ему пройти комплексное медицинское обследование, полечить желудочно-кишечный тракт. Во время нашей последней встречи он говорил, что жалоб на здоровье у него нет, но очень надеялся на скорое освобождение и писал в вышестоящие инстанции, чтобы доказать свою невиновность», - сообщила Озода Якубова.
Напомним, Агзам (Азам) Фармонов был арестован 29 апреля 2006 года, 16 июня приговорен к девяти годам тюремного заключения по сфабрикованному уголовному делу - за вымогательство (статья 165 Уголовного кодекса Узбекистана). Он стал первым правозащитником, который был отправлен в основанную в 1997 году для «религиозных» заключенных тюрьму Жаслык. По словам членов семьи, на этапе следствия и на протяжении всего срока заключения Фармонова неоднократно подвергали психическим и физическим пыткам, отправляли в камеру одиночного заключения, где тюремные охранники ежедневно избивали его до потери сознания.
Срок заключения Фармонова истек 29 апреля 2015 года. За две недели до этой даты Озода Якубова побывала на приеме в ГУИН, где узнала о том, что её мужа перевели из тюрьмы Жаслык в следственный изолятор №9 города Нукуса. Причину перевода не назвали. Позже стало известно, что Фармонову продлили срок заключения - на пять лет и двадцать шесть дней по обвинению в нарушении статьи 221 Уголовного кодекса «Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания».
Продление тюремного срока по статье 221 неоднократно использовалось в отношении других неугодных правительству Узбекистана людей. К примеру, в феврале 2012 года по этой статье за месяц до освобождения был осужден еще на пять лет узбекский бизнесмен Рустам Усманов, в 1998 году приговоренный к 14 годам лишения свободы за экономические преступления. Статья 221 четыре раза применялась к политическому заключенному, бывшему депутату Верховного парламента Узбекистана Мураду Джураеву, который был отправлен за решетку 18 сентября 1994 года. Не избежали её и политзаключённые Мухаммед Бекжанов (Бекжан), правозащитник Исроил Холдаров и многие другие осуждённые.