22 november 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан и ЕБРР возобновляют сотрудничество после десятилетней паузы?

Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов принял 6 февраля 2017 года делегацию Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) во главе с управляющим директором по Центральной Азии и России Натальей Ханженковой, сообщает пресс-служба узбекского МИДа.


Представители ЕБРР во главе с Натальей Ханженковой. Фото пресс-службы узбекского МИДа

Во время встречи были обсуждены приоритетные направления взаимодействия между Узбекистаном и ЕБРР, а также предстоящий визит в Узбекистан президента ЕБРР Сумы Чакрабарти. «Как отмечалось, образовавшаяся определённая пауза в двусторонних отношениях позволяет по-новому взглянуть на состояние и перспективы сотрудничества в современных условиях», - лаконично замечает пресс-служба МИДа.

Напомним, что пауза возникла в 2007 году, в ноябре которого ЕБРР выдал последний кредит узбекской структуре, а именно - банку «Хамкорбанк».


График предоставления кредитов структурам Узбекистана. Скриншот сайта ЕБРР

С тех пор ЕББР в Узбекистане сосредоточен лишь на поддержке имеющегося портфеля инвестиций, сообщает сайт банка. Представительство ЕБРР в Ташкенте, открытое в 1993 году, занимается только подготовкой экономических прогнозов для Узбекистана. Последняя стратегия ЕБРР по этой центральноазиатской стране была принята 26 июля 2005 года.

Впервые публично своё недовольство узбекскими партнёрами ЕБРР высказал в 2003 году, раскритиковав их за авторитарность, непоследовательность экономических преобразований, отсутствие свободы слова и систематические пытки в местах лишения свободы. Банк призвал власти Узбекистана улучшить политическую и экономическую ситуацию в стране. Спустя год ЕБРР констатировал весьма незначительные подвижки в этих вопросах и невозможность для себя продолжать свою деятельность в обычном режиме. И заявил, что продолжит сотрудничать с Узбекистаном, но вести операции будет главным образом только в частном секторе, а в государственном секторе - заниматься финансированием трансграничных операций или проектами, приносящими реальную пользу узбекскому народу. Спустя пару лет произошла практически полная заморозка деловых отношений между Узбекистаном и ЕБРР. Начиная с 1991 года, банк инвестировал средства, эквивалентные почти 550 млн евро, в более чем 50 проектов в Узбекистане.

В своих отчётах ЕБРР продолжает отмечать неблагоприятную среду для бизнеса в Узбекистане, значительное государственное вмешательство в экономику и отсутствие независимой судебной системы. В докладе о прогнозах на 2016-2017 годы банк отмечал, в частности, усиление валютного контроля со стороны узбекских властей и «скромные меры по либерализации бизнеса». ЕБРР считает, что в 2017 году приоритетами для руководства Узбекистана должны стать ослабление валютного контроля, который негативно влияет на способность бизнеса к экспорту-импорту; унификация обменного курса валюты; реформы в банковском секторе и постепенный отказ от госрегулирования кредитов; сокращение государственного целевого кредитования на льготных условиях; повышение надежности электроснабжения, что способствует развитию более конкурентоспособной экономики.

Очевидно, что смена президента Узбекистана и демонстрируемые Мирзиёевым намёки на либерализацию в стране не остались без внимания руководства ЕБРР, которое всегда подчеркивало стремление упрочить контакты, но - лишь при выполнении узбекской властью взятых на себя обязательств в политической и экономической сферах.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА