Суд в Атырау: Тохтар Тулешов дал показания в отношении Талгата Аяна
Обвиняемый в подготовке государственного переворота предприниматель Тохтар Тулешов не подтвердил 17 октября обвинения против гражданского активиста Талгата Аяна в том, что тот организовывал митинги по его указанию и на его деньги. Точнее, средства выделялись, но на мирные цели, заявил Тулешов. И добавил, что не уверен, дошли ли деньги до Аяна.
Макс Бокаев (слева) и Талгат Аян
Напомним, бывший владелец пивзавода из южноказахстанского города Чимкента Тохтар Тулешов пребывает под судом по обвинению в подготовке государственного переворота и совершении еще более десятка преступлений. Основанием для захвата власти, по версии следствия, стало нежелание Тулешова возвращать банковский долг в $200 млн.
Ответить на вопросы суда должны были также «финансист» Тулешова Владимир Волков и помощники предпринимателя Досанбаев и Бекбауов. Последние двое находятся на свободе, в Чимкенте, и, тем не менее, «выразили желание» дать показания в Астане – об этом, как передает корреспондент «Ферганы» из зала суда, рассказал наблюдатель на процессе от Казахстанского международного бюро по правам человека Ерлан Калиев.
Сторона защиты высказала сомнение в объективности подобных способов допроса ключевых свидетелей обвинения и выразила готовность для надлежащего удостоверения их личности и снятия вопроса о возможном давлении направить в столицу адвоката. Суд счел это излишним, и после обеденного перерыва начался допрос Тохтара Тулешова.
«Свидетелю обвинения №1» дали слово в режиме видеоконференции (поскольку суд по подготовке госпереворота проходит в закрытом режиме). Заверив, что никто на него давления не оказывает, Тулешов спокойно и даже с улыбкой поведал, как «долгое время изучал действующую структуру власти и на основании этого планировал ввести в республике в рамках закона должность вице-президента». Причем изначально он, дескать, пытался провести подобное через «Конституционный Суд» (который еще в конце 1995 года был преобразован в Конституционный Совет).
По закону не вышло, и тогда Тохтар Тулешов решил заявить о себе как о политике, поддержав народные протесты против земельной реформы. Сделал он это, по его словам, после тщательного изучения ситуации и по рекомендации некоего «товарища из Атырау», категорически отказавшись сообщить его данные. Через товарища же и были переданы Талгату Аяну $100 тысяч - на абсолютно мирные цели: «для организации конференций, круглых столов, концертов и поездок по стране», в ходе которых должен был произойти пиар доселе неизвестного широкой публике общественного деятеля Тулешова.
«Чтобы он провел пресс-конференцию, встретился с общественными деятелями, работал с народом, возможно, даже какие-то митинги, может быть, точно не оговаривали. Но я предвидел такой ход событий», - добавил Тохтар Тулешов.
Примечательно, что Тулешов был арестован 1 февраля 2016 года, а митинг в Атырау, за что, собственно, и привлекают к ответственности Аяна и Бокаева, состоялся 24 апреля. Да и земельный вопрос начал муссироваться уже весной. Другими словами, активный гражданин Аян, несмотря на то, что конечный заказчик уже находился под арестом, продолжал выполнять свои обязательства, хотя и, по версии следствия, в другой форме - организовав митинг в Атырау.
При этом имя Тулешова нигде так и не прозвучало, и для масс он остался политически безызвестным предпринимателем среднего масштаба, арестованным при достаточно странных обстоятельствах.
Во время перекрестного допроса выяснилось: в феврале Талгат Аян, будучи официально зарегистрированным кандидатом в депутаты городского совета Атырау, не имел денег не только на проведение предвыборной агитации, но даже на уплату обязательного гарантийного взноса в бюджет. Последнее ему удалось сделать, взяв взаймы у друзей и коллег. «Если у меня были сто тысяч долларов, то зачем бы я просил у друзей 50-60 тысяч тенге? ($150-200), - задал он резонный вопрос. - А самое главное: в случае моей действительной информированности о существовании проблемы, связанной с принятием поправок в Земельный кодекс на тот момент, почему я уже тогда не говорил о ней своим избирателям?»
В том же режиме прошел и допрос финансиста Владимира Волкова, через которого якобы происходило финансирование «земельных протестов». Правда, добиться от него удалось немногого, поскольку в его роль входила лишь передача денег «пиарщикам» Тулешова. На вопрос, где именно господин Волков приобрел доллары (Тулешов выделил на эти цели сумму в национальной валюте) для дальнейшей передачи, тот ответить не смог. Его допрос перенесли на 19 октября.
Однако на сегодняшнем заседании судья Гульнар Даулешова сообщила, что допросить Волкова не получится «в связи с его участием в другом процессе в Астане». Она подтвердила, что допрос других свидетелей - Досанбаева и Бекбауова – пройдет в режиме видеоконференции, поскольку оба не могут прибыть в Атырау «по семейным обстоятельствам». Впрочем, семейные обстоятельства не помешали свидетелю Нургали Досанбаеву выйти на связь из суда в Астане.
Макс Бокаев в начале допроса обратился к судье с жалобой на резкие боли в желудке. «Вот видите, как он играет на камеру», - высказалась судья, но медиков вызвала. Прибывшие врачи диагностировали у Бокаева холецистит и желчнокаменную болезнь, ему сделали укол. После этого был объявлен перерыв.
Соб. инф.