В Узбекистане объявят амнистию. Политзаключённых она вряд ли коснется
Как говорится во внесённом в Сенат представлении и.о. президента Шавката Мирзиёева, от наказания будут освобождены следующие категории осужденных: а) женщины; - лица, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет; - мужчины старше 60 лет; - граждане иностранных государств; - инвалиды I и II групп; - больные туберкулезом активной формы.
Исключение составят люди, совершившие преступления, предусмотренные статьями 167 («Хищение путем присвоения или растраты») и (или) 168 («Мошенничество») Уголовного кодекса (УК) Узбекистана, не возместившие причиненный материальный ущерб; пунктом «д» части 3 статьи 104 («Умышленное тяжкое телесное повреждение, повлекшее смерть потерпевшего»); или особо тяжкие преступления (умышленные преступления, за которые предусмотрено лишение свободы на срок свыше 10 лет или пожизненное лишение свободы).
б) лица, совершившие преступления по неосторожности, а также впервые осужденные, совершившие умышленные преступления, не представляющие большой общественной опасности или менее тяжкие преступления. Исключение: лица, совершившие преступления, предусмотренные статьями 167 и (или) 168 УК, не возместившие причиненный материальный ущерб.
К не представляющим большой общественной опасности относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы не свыше трех лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы не свыше пяти лет.
К менее тяжким относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрены наказания в виде лишения свободы на срок более трех лет, но не свыше пяти лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, уточняет «Норма.Uz».
в) лица, остаток срока наказания которых не превышает трех лет, приговоры в отношении которых вступили в законную силу. Исключение: лица, совершившие преступления, предусмотренные статьями 167 и (или) 168 УК, не возместившие причиненный материальный ущерб; статьей 97 («Умышленное убийство»); пунктом «д» части 3 статьи 104 УК.
Амнистия предполагает прекращение всех уголовных дел в отношении: женщин; лиц, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет; мужчин старше 60 лет; граждан иностранных государств; инвалидов I и II групп; больных туберкулезом активной формы.
Исключение составят лица, совершившие преступления, предусмотренные статьями 167 и (или) 168 УК, не возместившие причиненный материальный ущерб; пунктом «д» части 3 статьи 104 УК; особо тяжкие преступления.
Неотбытую часть срока наказания сократят: - осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 10 лет включительно – на 1/3; - осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок свыше 10 лет – на 1/4. Исключение - осужденные по статье 97 УК.
С учетом уровня общественной опасности и последствий совершенных преступных деяний акт амнистии не будет распространяться на: - осужденных к длительному или пожизненному сроку лишения свободы; - осужденных за участие в деятельности запрещенных организаций, совершение в их составе преступлений против мира и безопасности или против общественной безопасности; - признанных особо опасными рецидивистами; - совершивших преступления в составе преступного сообщества; - систематически нарушающих режим отбывания наказания; - ранее освобождавшихся от уголовной ответственности или наказания в порядке помилования или амнистии и вновь совершивших умышленные преступления; - которым смертная казнь в порядке помилования заменена наказанием в виде лишения свободы.
Исключение - твердо вставшие на путь исправления люди, впервые осужденные к лишению свободы за участие в деятельности запрещенных организаций, совершение в их составе преступлений против мира и безопасности или против общественной безопасности.
При освобождении от основного наказания осужденные не освобождаются от дополнительных наказаний.
Отметим, что амнистии очень редко позволяют выйти на свободу политзаключённым, которых, по данным правозащитных организаций, в Узбекистане тысячи. Но власть не признаёт наличие таковых. Многие из них осуждены на основе сфабрикованных материалов за правонарушения общеуголовного характера. Кроме того, власти часто используют статьи 244-2 («Участие в религиозно-экстремистской, сепаратистской, фундаменталистской или иной запрещенной организации»), 244-1 («Изготовление или распространение материалов, угрожающих общественной безопасности»), 159 («Посягательства на конституционный строй»). Ко многим политзаключённым были применены сразу несколько статей и срок наказания у них превышает 10 лет. Подробнее о политзаключённых Узбекистана можно прочитать в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch.
Среди тех, кто заключен в тюрьму за мирное осуществление своего права на свободу выражения мнения, 14 правозащитников: Азам Фармонов, Мехринисо Хамдамова, Зульхумор Хамдамова, Исроилжон Холдоров, Гайбулло Джалилов, Нуриддин Джуманиязов, Матлюба Камилова, Ганихон Маматханов, Чуян Маматкулов, Зафаржон Рахимов, Юлдаш Расулов, Бобомурод Раззоков, Фахриддин Тиллаев и Агзам Тургунов.
Еще пятеро заключенных - журналисты: Солижон Абдурахманов, Мухаммад Бекжанов, Гайрат Михлибоев, Юсуф Рузимурадов и Дильмурад Саидов. Трое - активисты оппозиции: Самандар Куканов, Кудратбек Расулов и Рустам Усманов. Семеро - независимые религиозные деятели, воспринимаемые как критики правительства: Рухиддин Фахриддинов, Ботирбек Эшкузиев, Бахром Ибрагимов, Даврон Кабилов, Эркин Мусаев, Даврон Тоджиев и Равшанбек Вафоев. Одна заключенная - Дилором Абдукодирова - была свидетелем трагических событиях в Андижане.
К примеру, бывший главный редактор газеты «Эрк» Мухаммад Бекжан (Бекжанов) находится в заключении с 1999 года. Он был арестован по обвинению в причастности к взрывам в Ташкенте 16 февраля 1999 года. Во время следствия его жестоко пытали, а в августе приговорили к 15 годам заключения. В 2003 году по амнистии Бекжану сократили срок, должны были освободить в феврале 2012 года, но в январе 2012 года он был еще раз осужден на пять лет по ст.221 - «Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания».
Вряд ли коснётся нынешняя амнистия и известного бизнесмена Рустама Усманова, который в 1998 году был приговорён к 14 годам заключения, а в 2012-м был осуждён еще на пять лет лишения свободы по статье 221.
Солижон (Салиджон) Абдурахманов – журналист-правозащитник, арестован 7 июня 2008 года в Нукусе по сфабрикованному обвинению в хранении и распространении наркотиков в крупном размере. Нукусский суд приговорил его к 10 годам лишения свободы. Как и Бекжан, и Усманов, Абдурахманов старше 60 лет (точнее – ему 66), то есть, его возраст позволяет ему выйти на свободу по не раз объявлявшейся в Узбекистане амнистии. Но каждый раз руководство колонии приписывало ему несовершенные проступки, из-за чего журналист не попадал в списки подлежащих амнистии.