Кыргызстан: В судебном процессе по делу Азимжана Аскарова объявлен перерыв до 11 октября
Суд по пересмотру дела правозащитника Азимжана Аскарова продолжит заседание 11 октября в 9:30, сообщает Kloop.Kg.
За решеткой - Азимжан Аскаров. На переднем плане – его адвокаты Валерьян Вахитов и Нурбек Токтакунов. Фото «Заноза»
Выездное заседание Чуйского областного суда по «делу Аскарова» прошло 4 октября в здании департамента охраны и конвоирования Государственной службы исполнения наказаний (ГСИН). В ходе заседания суд отказался удовлетворить ходатайства адвокатов Аскарова освободить правозащитника из-под стражи и направить его дело на доследование. Суд отказал Аскарову в просьбе проверить его на детекторе лжи и показать видеозапись событий в Базар-Коргоне, которая подтвердила бы невиновность правозащитника. Суд заявил, что заявления Аскарова не были подтверждены фактами и доказательствами.
Приведем несколько ответов потерпевшей стороны, зафиксированных в трансляции, которую вел из зала суда Kloop.Kg.
«Суд спросил, знала ли жена Сулайманова Аскарова до произошедшего. Она сказала, что нет, но добавила, что "слышала, что это он все организовал". Адвокат правозащитника Нурбек Токтакунов спросил жену Сулайманова, что если она не знала Аскарова, то кто ей сказал, что именно он убил её мужа. Она ответила, что "кто-то во время суда ей сказал", но точно не помнит, кто именно».
«Аскаров: "Я вас понимаю. Пусть меня Бог проклянет, если я неправду говорю, но, если вы неправду говорите, Бог вас проклянет". Жена Сулайманова начинает ругаться и кричать».
«"Убейте начальника милиции, он за кыргызов" - так было сказано тогда на мосту. Но я точно не помню кто, но так было сказано", - сказал Мамыржан Мергентаев, занимавший в июне 2010 года пост начальника 10 отдела Джалал-Абадского областного УВД».
«Прокурор спросил у Мергентаева, видел ли он Аскарова. Свидетель ответил, что не видел его, потому что там было много людей. Мергентаев сказал, что 15 июня они задержали Аскарова, потому что "им поступила информация, что он может быть причастен к беспорядкам на мосту"».
«"Я был участковым инспектором. У нас было казарменное положение, когда начались события. Как-то наш начальник сказал, чтобы 15 добровольцев на выезд съездили. Я был одним из них. Там (на мосту) было около 500-1000 человек. Они были вооружены камнями, кажется. Я лично видел. Своими глазами видел Аскарова. Он хороший оратор. Может подбить людей к этому. Там звучали слова, что все кыргызы - ослы. Они также сказали, чтобы убили милиционеров-кыргызов"», - заявил бывший сотрудник милиции по фамилии Мантыбаев.
«Мантыбаев не смог ответить на вопрос адвоката, как был одет Аскаров в тот день. Но, по его словам, он был знаком с правозащитником до беспорядков на юге. Сам Аскаров ответил, что милиционер врёт, что видел его среди протестующих на мосту».
«Адвокат правозащитника спросил у Мантыбаева, в качестве кого выступал Аскаров на мосту. По словам милиционера, правозащитник был "лидером" протестующих и "призывал к убийству"».
«Аскаров обращается к Мантыбаеву: "В 2010 году против вас было уголовное дело возбуждено, теперь вы решили мне отомстить. Сейчас на этом заседании между вами и прокурором 7 метров, вы не слышите, что он говорит. Как вы могли тогда слышать на расстоянии 150 метров?"»
«"Нам поступил звонок, что на мосту беспорядки. Мы, 15 добровольцев, выехали туда на трех машинах. Среди них были пьяные, молодые и старые. Были дубинки с гвоздями. Мы услышали, как они кричали: "Бейте этих собак". И когда они начали кидать в нас камнями, мы стали убегать. Я видел Аскарова, как он кричал. Я не помню, во что он был одет, и что у него было в руках"», - сказал Эмильбек Салымбаев, который работал в Базар-Коргонском РОВД.
«Прокурор спросил, на каком расстоянии находился милиционер от Аскарова на мосту. Салымбаев ответил, что примерно в 300 метрах. Прокурор: "Вас начали бить, когда он начал призывать убивать?" Салымбаев: "Я только с машины слез. Услышал его, и толпа начала действовать". Прокурор: "Что он именно говорил?" Салымбаев: "Убивайте кыргызов". Что-то подобное". Адвокат: "Почему вы считаете, что это именно Аскаров сказал?" Салымбаев: "Я же видел. Стоял на расстоянии 30 метров"».
«Салымбаев: "Почему вы нам не верите? Нас много, Аскаров один"».
Другой свидетель - сотрудник ГАИ Женишбек Жороев. «Прокурор: "Кем вы тогда были, и что тогда произошло?" Жороев: "Нам в 8 часов кто-то из начальников сказал, чтобы гаишники поехали к мосту. Мы сели в одну машину. На мосту были около 600-800 человек, узбеков. Из них вышли Аскаров и еще Маматкадыров, лидеры. На нас побежали. Мне разбили голову". Прокурор: "Вы знаете Аскарова?" Жороев: "Я не знаю его. Но сразу видно же, кто лидер. Он стоял рядом с лидерами". Прокурор: "Что он говорил?" Жороев: "Призывал к беспорядкам"».
Напомним, глава правозащитной организации «Воздух» Азимжан Аскаров был задержан во время кровавых событий 2010 года на юге Кыргызстана. Его обвинили в организации массовых беспорядков и убийстве сотрудника милиции. Суд Базар-Коргонского района назначил Аскарову наказание в виде пожизненного лишения свободы с конфискацией имущества. Дело Аскарова было рассмотрено в Комитете ООН по правам человека, а в июле 2016 года Верховный суд Киргизии, рассмотрев решение Комитета, вместо выполнения рекомендаций решил направить уголовное дело Аскарова на новое рассмотрение.
В 2012 году Азимжан Аскаров был удостоен Международной премии за свободу прессы (2012 International Press Freedom Awards), которую присуждает Комитет по защите журналистов (CPJ). Сегодня CPJ призвал киргизский суд полностью выполнить требование Комитета по правам человека ООН немедленно освободить Аскарова.