16 november 2024




Новости Центральной Азии

Лидер ПИВТ: Таджикская власть сама прибегает к методам террористических организаций

Мухиддин Кабири
Таджикские власти выбрали путь запугивания, шантажа, психологического и физического террора в отношении своих политических оппонентов. Обвиняя их в экстремизме и радикализме, власти сами прибегают к методам террористических и экстремистских организаций. Об этом заявил председатель запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения Мухиддин Кабири в своем выступлении по Skype перед участниками Совещания по человеческому измерению ОБСЕ в Варшаве. Приводим полный текст выступления Кабири, опубликованный на сайте Payom.net:

«Уважаемый председатель! Дамы и господа!

Позвольте поприветствовать всех вас, участников слушания, организованного Партией исламского возрождения Таджикистана в рамках ежегодного совещания БДИПЧ/ОБСЕ по человеческому измерению. Также хочу поблагодарить БДИПЧ за создание атмосферы открытого общения, дискуссии и диалога между правительственными делегациями, международными организациями и представителями гражданского общества. Ежегодное совещание БДИПЧ/ОБСЕ является уникальной площадкой для обсуждения самых актуальных проблем, касающихся фундаментальных прав и свобод граждан в государствах-членах ОБСЕ, а также, по мере возможности, для выработки единого механизма для их решения.

Атмосфера совещания в текущем году свидетельствует о том, что наряду с правительственными делегациями и международными организациями, представители гражданского общества Центральной Азии проявляют все больший интерес к данному мероприятию и принимают все более активное участие в нем. Естественно, это вносит больше динамизма в работу конференции, что позволяет участникам получать альтернативную информацию, иметь более объективное представление о происходящих событиях в нашем регионе. Возможно, что подобная форма проведения совещания может не нравится некоторым делегациям и традиционным участникам международных дискуссионных форумов , которые привыкли давать мировому сообществу искаженную и одностороннюю информацию, учитывая условия безальтернативности и монополии.

Примером может служить демарш правительственной делегации Таджикистана, которая из-за активного участия представителей гражданского общества и политических активистов, находящихся за рубежом, в знак протеста покинула мероприятие. Не имея аргументированных ответов на поставленные вопросы, касающиеся нарушения основных прав и свобод собственных граждан, и почувствовав недоверие большинства участников форума к своей позиции, делегация покинула конференцию.

Представители политических партий и движений Таджикистана, а также отдельные активисты своим участием на этом форуме хотели привлечь внимание мирового сообщества, в частности, государств-участников ОБСЕ к плачевному состоянию прав граждан страны, особенно представителей оппозиционных партий и движений, независимых адвокатов, журналистов и общественных активистов. К форуму также проявили интерес родственники и члены семей политзаключенных, а также активисты, которые вынуждены были покинуть страну из-за массовых преследований. В условиях, когда представителям оппозиции, независимым активистам и родственникам политзаключенных запрещено проводить любые законные акции по поддержке своих родных и соратников внутри страны, они вынуждены использовать другие мирные способы выражения своего протеста, что и было сделано в первые дни данного форума. Кстати, все действия представителей гражданского общества Таджикистана, в рамках данного форума соответствуют нормам и регламенту данного мероприятия и заранее были согласованы, как с местными властями, так и с организаторами мероприятия.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить польские власти и организаторов конференции за содействие в законном и полноправном участии представителей гражданского общества нашей страны в совещании БДИПЧ. Также хочу выразить особую благодарность таджикским участникам, как со стороны правительства, так и со стороны гражданского общества. В первые дни представители таджикской стороны показали высокую культуру диалога, общения и дискуссии, несмотря на то, что порой дискуссии были очень жесткими и эмоциональными. Этому есть объяснение: почти у каждого участника мирных акций протеста в Варшаве и выступающих один или несколько родственников безвинно осуждены и отправлены в тюрьмы, а другие члены семей находятся в заложниках у режима.

С другой стороны, в составе правительственной делегации оказались люди, которые были непосредственными участниками преступлений против граждан, представителей оппозиционных партий, в том числе после событий сентября 2015 года. Естественно, когда жертвы узнают явных преступников и своих истязателей в лицо, очень сложно сдерживать эмоции. Думаю, стоит особо поблагодарить родственников таджикских политзаключенных за мужество, сдержанность и толерантность. Кстати, представители оппозиционных партий хотели подготовить разоблачающие документы для организаторов и участников конференции о фактах участия сотрудников соответствующих структур в составе правительственной делегации в пытках и совершении ряда преступлений против невинных людей. Речь – в том числе о фабрикации уголовных дел. Возможно, утечка информации об акции и стала одной из причин поспешного бегства всей делегации из Варшавы.

Хотя после сентября 2015 года количество политзаключенных в нашей стране возросло в несколько раз, данная проблема существовала и раньше. Власти под предлогом борьбы с экстремизмом и терроризмом фактически занимаются борьбой с инакомыслием. Среди политзаключенных находятся не только более 100 представителей ПИВТ, являвшейся единственной политической партией религиозного характера в регионе, но и адвокаты, журналисты, лидеры светских политических партий и движений. Еще до событий сентября 2015 года на длительные тюремные сроки были осуждены: лидер Демократической партии Махмадрузи Искандаров (23 года тюрьмы), лидер и основатель партии «Новый Таджикистан» Зайд Саидов (29 лет), адвокат Шухрат Кудратов и многие другие.

Но, после сентября прошлого года ситуация приобрела трагический характер. Власть, почувствовав безразличие и отсутствие должного внимания со стороны международного сообщества, начала открыто проводить репрессии против своих политических оппонентов. По надуманным обвинениям, без открытых судебных слушаний, практически всем обвиняемым по делу ПИВТ были вынесены длительные сроки заключения, а двоих заместителей лидера партии пожизненно лишили свободы. Более того, были арестованы все независимые адвокаты, которые соглашались защищать сторонников ПИВТ, в том числе, братья Ёровы — Бузургмехр и Джамшед, Нуриддин Махкамов.

На днях закончилось слушание по делу адвоката Бузургмехра Ерова. По информации в СМИ, гособвинитель запросил для известного правозащитника 25 лет лишения свободы. Мы призываем международное сообщество, в том числе ОБСЕ, защитить таджикского адвоката от произвола и беззакония.

Уважаемые участники!

Есть опасение, что после работы данного форума ситуация с правами человека в Таджикистане резко ухудшится. Работа конференции еще не закончилась, но власть уже начала мстить оппозиционерам за активность. Начались угрозы, погромы, поджоги и забрасывание камнями домов родственников оппозиционеров и участников данного форума. Власть организовала отряды из числа агрессивных молодых людей и криминала, которые в сопровождение силовых структур в разных городах страны в течение последних трех дней атаковали дома основателя ПИВТ и лидера Объединенной таджикской оппозиции, поставившего подпись под мирным межтаджикским соглашением 27 июня 1992 в Кремле, покойного устода Сайида Абдулло Нури. Проправительственными штурмовиками провокаторами был атакован дом отца и родственников председателя партии в родном селении и в городах Душанбе и Вахдат, дом первого зампредседателя партии господина Хусайни, дома активистов партии Илхомджона Екубова и Бободжона Каюмзода. Также был атакован дом одной из активисток «Группы-24», в результате чего пострадала малолетняя дочь Шабнам Худойдодовой, активной участницы данного форума. Очевидно, что власть выбрала путь запугивания, шантажа, психологического и физического террора. Необоснованно обвиняя своих оппонентов в экстремизме и радикализме, таджикская власть сама прибегает к методам террористических и экстремистских организаций.

В заключении хочу сказать, что, несмотря на все провокации властей и специально созданной конфликтогенной ситуации в стране, все конструктивные оппозиционные силы едины в намерении продолжать борьбу мирными средствами. Мы уверены, что ни в коем случае нельзя отвечать на насилие властей насилием. Более того, мы все понимаем, что дальнейшая эскалация ситуации и радикализация населения на руку именно авторитарным режимам и террористическим организациям в регионе. Но, если ситуация в ближайшее время не изменится в лучшую сторону, и люди не почувствуют, что можно мирными средствами бороться за свои права, есть опасение, что люди от безысходности могут решиться на крайние шаги. Тогда все будут в ответе за сложившуюся ситуацию, но главная ответственность ляжет на власть, которая отняла у населения свободу и надежду на будущее.

Спасибо за внимание».

Напомним, что в рамках Совещания ОБСЕ в Варшаве на сессии, посвященной ситуации с правами человека в Таджикистане, представители внесистемной таджикской оппозиции, в том числе члены ПИВТ и «Группы-24», получили возможность выступить и провести акцию с требованием освободить политзаключенных в республике. В ответ на присутствие оппозиции на Совещании ОБСЕ в Таджикистане прошли протестные студенческие акции, организованные активистами проправительственного молодежного движения «Авангард», а таджикская делегация выступила с соответствующим заявлением и досрочно покинула мероприятия ОБСЕ в Варшаве.

В середине сентября 2015 года власти Таджикистана обвинили руководство ПИВТ в причастности к попытке военного мятежа бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзода. Партия была объявлена террористической организацией, члены ее руководящего состава арестованы и осуждены.

Мухиддин Кабири, который эмигрировал из Таджикистана еще в марте 2015 года, опасаясь уголовного преследования, и проживает за рубежом, отвергает все обвинения против своей партии, считая, что сентябрьский мятеж был поводом для того, чтобы запретить деятельность ПИВТ. Кабири заявил о намерении продолжать деятельность партии в изгнании.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА