Amnesty International: Власти Ирана считают борьбу за права женщин антигосударственной
В результате исследования организация установила, что, начиная с января 2016 года, более десяти активисток, борющихся за права женщин, были вызваны в Тегеране на продолжительные допросы, которые в жёсткой форме проводили сотрудники Корпуса Стражей Революции. Женщинам не объясняли причин, по которым они получили повестки; как только они попадали в помещение для допросов, их забрасывали обвинениями в шпионаже и пособничестве «действующим из-за границы силам, имеющим целью свержение Исламского революционного строя». Стражи Революции оскорбляли женщин, используя среди прочего оскорбительные высказывания, связанные с их гендерной принадлежностью, и угрожали тюремным заключением по обвинениям, связанным с национальной безопасностью. Адвокатам активисток не позволили присутствовать на допросах, которые в некоторых случаях продолжались по восемь часов.
Amnesty International выяснила, что в ходе допросов особое внимание уделялось двум местным инициативам: веб-сайту «Феминистская школа», где размещались доклады и статьи по вопросам, связанным с теорией и практикой феминизма, а также с положением с правами женщин в Иране и во всём мире; «Кампании за изменение мужского состава парламента», начатой в преддверии парламентских выборов в Иране в феврале 2016 и направленной на расширение присутствия выступающих за права женщин кандидатов в парламенте. Участники обеих инициатив были вынуждены свернуть или приостановить свою деятельность, а также широко прибегать к самоцензуре.
«Просто позор, что иранские власти относятся к мирным активисткам, которые выступают за равное участие женщин во властных структурах, как к врагам государства. Возвысить свой голос в защиту равных прав для женщин — это не преступление. Мы призываем немедленно прекратить ужесточившееся преследование и запугивание, которые представляют собой новый удар по правам женщин в Иране», - заявила Магдалена Муграби, временный заместитель директора программ Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.
Крайним выражением натиска на движение за права женщин стал произвольный арест и заключение 6 июня под стражу доктора Хомы Худфар, которая имеет двойное гражданство - канадское и иранское, и является выдающимся профессором антропологии; она получила широкую известность благодаря своей многолетней научной работе по проблемам женщин. За исключением одной короткой встречи со своим адвокатом, доктор Хома Худфар с момента своего ареста содержалась преимущественно без связи с внешним миром; сейчас она находится в тюрьме «Эвин» в Тегеране.
Она работала в ЖЖМЗ («Женщины, живущие по мусульманским законам») - международной феминистской организации, заявляющей своей целью усиление борьбы женщин за равенство и свои права в условиях мусульманского общества.
Генеральный прокурор Тегерана в своём интервью СМИ 24 июня заявил, что «уголовное» дело в отношении Хомы Худфар связано с «её ролью в касающейся феминизма сфере и с преступлениями против национальной безопасности». За несколько дней до этого СМИ, связанные со Стражами Революции, опубликовали статьи, в которых утверждалось, что Хома Худфар является «агентом, чьей целью было создание в Иране феминистской сети», и что «Кампания за изменение мужского состава парламента» была «её последним проектом».
В статьях также утверждалось, что её работа в ЖЖМЗ по продвижению феминизма и равенства женщин в мусульманских странах, а также улучшению ситуации с физической неприкосновенностью женщин имела целью «нарушение общественного порядка» и «поощрение социально-культурных изменений, которые могут в конце концов подготовить почву для… тихого свержения власти».
Десятки тысяч сотрудников и сторонников Amnesty International призвали немедленно и без всяких дополнительных условий освободить Хому Худфар, поскольку она является узником совести, которого держат под стражей исключительно за мирную реализацию её права на свободу выражения.
Amnesty International отмечает, что в Иране женщины подвергаются повсеместной дискриминации законодательно и на практике, в том числе в сферах, касающихся брака, развода, опеки над детьми, свободы передвижения, трудоустройства и доступа к государственным должностям. Женщины и девушки недостаточно защищены от домашнего и других видов насилия, в том числе от ранних и принудительных браков и от изнасилования в браке. Законы об обязательном «прикрывании лица» (ношении хиджаба) дали полиции и военизированным формированиям новые возможности для постоянного преследования женщин, насилия и заключения их в тюрьму.