Правозащитники объявили акцию накануне Международного дня по борьбе с пытками
Суть акции - потребовать от властей стран региона справедливости для конкретных людей, которые, находясь под стражей, были подвергнуты пыткам. В частности, это жители Узбекистана, братья Рахим и Ильхом Ибодовы. Сотрудники спецслужб вымогали у них взятки в обмен на возможность спокойно вести бизнес в Бухаре, но братья отказались, в итоге возник конфликт, следствием которого стал арест в середине августа 2015 года и последующее осуждение Ибодовых по обвинению в финансовых преступлениях.
В течение трех недель Рахим и Ильхом Ибодовы содержались в изоляторе временного содержания (ИВС) Бухарского городского отдела внутренних дел, адвоката к ним не пускали. Ежедневно четверо сокамерников избивали братьев, сообщив, что делают это по приказу силовиков, чтобы заставить их дать ложные показания. Десятого сентября Ибодовых перевели в следственный изолятор (СИЗО), где спустя два дня Ильхом был забит до смерти тремя офицерами. Тело было передано семье 13 сентября для захоронения. Есть фотографии и видеозапись, зафиксировавшие ушибы по всему телу Ильхома, но в свидетельстве о смерти, полученном 11 ноября, было указано, что он скончался от сердечного приступа. Его брата Рахима Бухарский городской суд приговорил 15 февраля 2016 года к восьми годам лишения свободы на основании доказательств, полученных, предположительно, под пытками...
Рахим (слева) и Ильхом Ибодовы. Фото IPHR
Житель Казахстана Расим Байрамов был задержан в июле 2008 года: сотрудники полиции обвинили его в краже денег и трех бутылок пива в магазине, и, добиваясь, чтобы он сознался, избивали ногами и угрожали сексуальным насилием. Байрамов и его мать подали жалобу на пытки, но никакого расследования не было проведено, а его приговорил к трем годам заключения за кражу.
Как рассказали жители столицы Кыргызстана Эльмира Жамангараева, Максат Иманалиев, Кубат Жолдошбекуулу, в феврале 2015 года вооруженные полицейские в штатском внезапно перепрыгнули через забор, ворвались в их дом, избили всех троих и приставили пистолет к голове Иманалиева. Мужчин избивали и в полицейском участке Свердловского района, куда их доставили. Кубат Жолдошбекуулу заявил, что полицейские заставили его подписать признание в убийстве женщины, которое, по его словам, он не совершал.
Заявления бишкекчан до сих пор не расследованы должным образом. Прокурор Свердловского района дважды вынес решение об отказе возбуждения уголовного дела в связи с «отсутствием доказательств преступления», а генеральный прокурор дважды отменял это решение. В мае 2016 года дело снова было передано в отделение прокуратуры Свердловского района. До сих пор прокуратура не провела никаких дополнительных следственных мероприятий с Жамангараевой, Иманалиевым и Жолдошбекуулу для того, чтобы пролить свет на события, произошедшие в феврале 2015 года.
По мнению правозащитников, необходимо возбудить уголовное дело, а управление спецпрокуроров, работающее под руководством Генеральной Прокуратуры Кыргызстана, должно заняться проведением расследования и гарантировать его эффективное осуществление.
Правозащитники считают, что властям пяти центральноазиатских государств необходимо приложить больше усилий, чтобы положить конец пыткам и безнаказанности. В некоторых странах региона жертвы пыток вместе с местными и международными правозащитниками за последние годы достигли определённых успехов в их совместной борьбе за справедливость.
К примеру, в Казахстане и Кыргызстане правозащитники имеют доступ в места лишения свободы - в рамках национальных превентивных механизмов (НПМ). С начала 2015 года Коалициями НПО против пыток в Казахстане и Кыргызстане были зафиксированы соответственно 241 и 132 новых случаев.
Власти Таджикистана предоставляют правозащитникам лишь ограниченный доступ к задержанным и заключённым в рамках работы Мониторинговой Группы при Офисе Уполномоченного представителя по правам человека. Во многих случаях к Коалиции НПО в этой стране обращаются родственники жертв. С января 2015 году ею были зарегистрированы 82 новых случая.
«Эти цифры отражают верхушку айсберга. Многие жертвы и их родственники предпочитают молчать о злоупотреблениях, опасаясь репрессий со стороны правоохранительных органов», – заявила глава Коалиции против пыток в Казахстане Роза Акылбекова.
В Туркменистане и Узбекистане репрессивный характер существующих там режимов является причиной того, что независимые правозащитные группы не могут осуществлять свою деятельность и поэтому невозможным является всестороннее изучения ситуации в области применения пыток, отмечает IPHR. Туркменистан – это единственная страна в Центральной Азии, которая никогда не приглашала Специального докладчика ООН по вопросу пыток, а Узбекистан не пускает его к себе с 2003 года. Тем не менее, такие НПО в изгнании, как Ассоциация по правам человека в Центральной Азии (АПЧЦА), Ассоциация независимых адвокатов Туркменистана и Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ), получают регулярные и достоверные сообщения о том, что применения пыток является широко распространённым явлением и стало неотъемлемой частью уголовного правосудия. С января 2011 года до сего дня АПЧЦА получила от заключённых и их родственников 58 писем и 171 сообщение о злоупотреблениях в процессе проведения расследований и задержаний.
На протяжении последних лет члены Коалиций против пыток в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане помогли многочисленным жертвам подать жалобы, а также упорно работают с их делами в рамках правовых систем этих стран. Несколько виновных в применении пыток были привлечены к ответственности и в результате осуждены к лишению свободы. НПО также оказывали помощь жертвам пыток изо всех пяти центральноазиатских государств в процессе обращения в договорные органы ООН, которые, в свою очередь, приняли решения по десяткам дел, призывая власти провести эффективное расследование поступающих заявлений, привлечь к ответственности виновных и обеспечить жертвам соответствующую компенсацию.
«В Центральной Азии большинство людей, совершающих пытки, продолжают оставаться на свободе, но благодаря мужеству и настойчивости выживших и их семей, а также профессионализму НПО и адвокатов, на данный момент несколько преступников отбывают тюремные сроки. Мы будем опираться на эти успехи и добиваться справедливости в последующих делах», - сказала от имени всех организаций, совместно выступивших с призывом участвовать в онлайн-акции, Нигина Бахриева, глава Коалиции против пыток в Таджикистане.
О проблеме пыток в странах Центральной Азии можно узнать больше, пройдя по этой ссылке.