Лидер таджикских социал-демократов просит Рахмона помиловать осужденных политиков и адвокатов
Зойиров считает, что сегодня Таджикистан все глубже загоняет себя «в деструктивное состояние геополитической, и особенно, внутриполитической напряженности, что уже поколебало ориентиры внешней политики и раскололо общество на два лагеря, где одна сторона читает дифирамбы и бьёт себя в грудь, другая – помалкивает от греха подальше до поры и времени».
«Главным упущением Таджикистана за эти же годы стало то, что в таджикском обществе не осталось поколения, которое в соответствии с принципами нравственности, мог бы честно жить. …Моральные нормы не регулируют общественные отношения, принципы нравственности уже обитают в задворках человеческого общежития, что ведет общество к губительной, непоправимой деморализации духовной жизни», - пишет Зойиров.
Он отмечает, что главным достижением Таджикистана за годы независимости было национальное примирение, однако уже год, как этот праздник утратил свой смысл. Необходимо «вернуть народу Таджикистана национальный праздник – день Национального примирения» и восстановить конструктивное сотрудничество в обществе, считает лидер СДПТ.
«Главной проблемой страны стало то, что система власти в Таджикистане трансформировалась в тоталитарную, принципом деятельности которой стало подчинение интересов общества и личности интересам государственной власти. Таджикистан стал идеологизированным государством, что недопустимо и в рамках действующей Конституции… Мировой опыт доказывает, что приоритет идеологии для государства – это уничтожение профессионализма и компетентности государственной службы, сращивание бюрократии с нигилизмом и цинизмом…
По моему убеждению, господин Президент, именно Ваши политические амбиции и подхалимство чиновников сверху и донизу привели к сосредоточению в персоне президента всей государственной власти в стране и, прежде всего, несвойственных главе государства полномочий (глава правительства, исполнительной власти, соответственно – участие в принятии решений на уровне правительства и государственного управления), что привело к неоперативности и волоките, стагнации в экономике, политической, социальной и идеологической сферах. Соответственно, именно от Вас зависит снижение внутриполитической и геополитической напряженности, возникшей в Таджикистане, и в отношении Таджикистана. А потому откажитесь от несвойственной главе государства части своих полномочий, и Вы сами убедитесь, что сразу в стране заработает механизм сдержек и противовесов в единстве и разделении государственной власти. А сегодня статья 9 Конституции Таджикистана о разделении властей не действует», - отмечает Зойиров.
По его словам, «государственная власть еще раз доказала свою силу», умение «применять насилие и иные меры принуждения». Но для укрепления мира и доверия в стране необходимо также проявлять «прозрачность и гуманность». В связи с этим Зойиров просит президента к 25-й годовщине независимости Таджикистана амнистировать либо помиловать всех осужденных, не совершивших насильственные преступления, в том числе Махмадрузи Искандарова, Зайда Саидова, Бузургмехра Ёрова, Шухрата Кудратова, руководство и активистов Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и многих других.
Напомним, 27 июня в Таджикистане отмечается государственный праздник – День национального единства. В этот день 19 лет назад было подписано Общее соглашение о мире и национальном согласии между правительством и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО), которое поставило точку в пятилетнем гражданском противостоянии в республике (1992-1997). Костяк ОТО в годы войны составляла ПИВТ. Именно ее покойный лидер Сайид Абдулло Нури и Рахмон подписали соглашение о перемирии. Стороны пришли к компромиссному решению о том, что в этой войне нет победителей и побежденных, договорились простить друг друга и отказаться от взаимного преследования. ПИВТ была легализована, и в течение 16 лет оставалась единственной официально действующей партией религиозного толка на постсоветском пространстве. Однако в середине сентября 2015 года власти Таджикистана обвинили ее руководство в причастности к организации вооруженного мятежа и попытке госпереворота. Партия была объявлена террористической организацией, члены ее руководящего состава арестованы и осуждены.