Таджикистан: Подсудимый адвокат Махкамов просит президента вернуть ему и его коллеге Ёрову свободу
В настоящее время в отношении Ёрова и Махкамова в Душанбе проходит закрытый судебный процесс. Опальных адвокатов власти обвиняют в призывах к насильственному изменению конституционного строя и в возбуждении национальной расовой, местнической или религиозной вражды.
Бузургмехр Ёров был арестован 28 сентября 2015 года – через несколько дней после того, как встал на защиту членов ныне запрещенной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и возглавил Общественный комитет по предотвращению и пересечению незаконного задержания, ареста, обыска и заключения. К моменту задержания Бузургмехр Ёров занимался делами семи задержанных членов ПИВТ.
Нуриддин Махкамов был задержан в конце октября прошлого года также по обвинению в мошенничестве. Махкамов являлся сотрудником коллегии адвокатов «Сипар», членом которой был и Ёров. До своего задержания Махкамов намеревался защищать интересы своего арестованного коллеги, но не получил ордер на его защиту.
В своем обращении к президенту Махкамов называет себя политзаключенным и заявляет о политических мотивах уголовного преследования в отношении него и адвоката Ёрова. Он утверждает, что нити его дела тянутся к началу 2000-х годов, когда он имел экономический спор с «Ориёнбанком» по причине неоплаченного долга со стороны банка. Поскольку в течение многих лет вопрос не решался, Махкамов для восстановления справедливости был вынужден обратиться в СМИ. В 2011-2012 годах в прессе появились несколько публикаций, посвященных тяжбе Махкамова с Асадуллозода, в том числе открытое обращение Махкамова («Кто был никем, тот захватил все», или Почему президент Таджикистана заслужил вотум недоверия»). Позже, по словам Махкамова, стороны (в том числе с участием самого президента и Асадуллозода) «договорились» о перемирии, и долг Махкамову был возвращен. Однако в октябре 2015 года адвоката задержали из-за публикации 2012 года, в которой эксперты Академии наук через 4 года вдруг усмотрели признаки экстремизма.
Махкамов заявляет, что материалы уголовного дела в отношении него, а также адвоката Бузургмехра Ёрова сфальсифицированы следствием, и обвиняемым даже не предоставили возможности их изучить. По его словам, из-за боязни, что фальсификации станут очевидными, судебные заседания проводятся с нарушением норм Уголовно-процессуального кодекса.
В заключении обращения, написанного несколько сумбурно и эмоционально, с апеллированием к религиозно-нравственным нормам, Махкамов просит президента восстановить справедливость и привлечь к ответственности сотрудников следствия и суда, которые нарушают их права.
Напомним, что в последние два года в Таджикистане усилилось давление на правозащитников, и были арестованы несколько адвокатов, участвовавших в громких уголовных делах. Так, по обвинению в получении взятки отбывает наказание Шухрат Кудратов, который защищал интересы осужденного по политическим мотивам бизнесмена Зайда Саидова.
Исхок Табаров скончался от сердечной недостаточности 12 июня. «Он очень переживал из-за ареста и заключения нашего сына Фируза, но, после того как отправили в тюрьму нашего второго сына Далера, был сломлен окончательно. Он ушел из жизни в день своего рождения», - сказала «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода) вдова покойного Зухро Шерова.