Кыргызстан: Дом Кадыржана Батырова передан во владение племяннику бывшего президента Курманбека Бакиева

По его словам, суд принял такое решение по исковому заявлению родственников Курманбека Бакиева, которые пожаловались, что во время трагических событий 2010 года Батыров со своими сторонниками сжег дома Бакиевых, и потребовали компенсации ущерба. Джалал-Абадский городской суд удовлетворил иск Бакиевых, присудив им компенсацию в размере 7,4 миллиона сомов ($108 тысяч).
Дом Батырова, расположенный в селе Дмитриевка, находился под арестом и дважды выставлялся на продажу, но безуспешно. В апреле 2016 года областной суд передал дом в собственность Санжара Бакиева, 17 мая судебные исполнители в присутствии свидетелей сняли арест с дома и передали родственникам Батырова находившиеся там личные вещи.
Напомним, Кадыржан Батыров - один из лидеров узбекской общественности Кыргызстана, бывший депутат парламента и Государственный советник 2 класса, учредитель и президент частного университета Дружбы народов. Батыров был признан виновным в организации массовых беспорядков в июне 2010 года, сепаратистской деятельности и в возбуждении национальной, расовой религиозной или межрегиональной вражды. Всё тот же Джалал-Абадский городской суд заочно приговорил его к пожизненному заключению с конфискацией имущества. Еще до суда Батыров получил политическое убежище в одной из стран Европы. Он отвергает все предъявленные ему обвинения, в своем обращении в декабре 2010 года представил свое видение тех трагических дней. Что касается сожжения дома Бакиевых в селе Тейит, Батыров в своем интервью «Фергане» заявил, что к этому событию он не причастен: «Когда мы пришли в Тейит, там уже был спецназ, а дом Бакиевых уже горел. При подходе к селу Тейит я лично говорил с тогдашним заместителем министра МВД Суюном Омурзаковым, которому предложил помощь в задержании Бакиевых. Но он не стал слушать меня и потребовал, чтобы мои люди вернулись в город. Так мы ушли оттуда. В селе Тейит, в основном, живут близкие родственники Бакиева, которые от начала до конца поддерживали его.
Хочу отметить, что многотысячный народ, который пришел в маленькое село Тейит – в дом Бакиевых, желая по горячим следам задержать преступных сторонников Бакиева, - не имел умысла навредить киргизам, живущим в этом селе, и поэтому ни один дом, ни одна семья не пострадала. Здесь стоит вопрос: если у прибывших в село Тейит была цель уничтожать все дома киргизов, почему не пострадал ни один дом и ни одна семья? Национальная комиссия, игнорируя этот факт, цепляется за различные догадки, принимая «желаемое» как действительное – то поджог дома, то поджог флага Кыргыстана – лишь бы свалить на меня хоть какое-то обвинение», - считает Батыров.
В статье «Куда уходит имущество Кадыржана Батырова» «Фергана» рассказывала о том, что в имущество Батырова, национализированного решением суда, входит 28 объектов: лицей, детский сад, кирпичный завод, дробилка, асфальтовый завод, пансионат в Арслан-Бобе, медицинский центр и другие. Процесс национализации имущества Батырова шел долго: только в октябре 2014 года прокуратура Джалал-Абадской области полностью завершила процедуру конфискации его имущества, была создана специальная комиссия, которая должна была определить дальнейшую судьбу этой собственности. В частности, здание медцентра имени Кадыржана Батырова было передано министерству здравоохранения и судебному департаменту, а здание университета Дружбы народов в Джалал-Абаде передано в ведение Министерства внутренних дел.
Отметим, что попытки захватить имущество Батырова предпринимались неоднократно и десять лет назад. «Еще в 2006 году Бакиевы организовали захват многоквартирного дома нашего университета. Несмотря на решения судов всех инстанций в нашу пользу, до сих пор захватчики сидят там. Еще захватили и разобрали по частям животноводческий комплекс ОАО «Дустлик» и клинкерный завод. Поэтому захваты, которые начались уже после прихода к власти Бакиева, - не знаю, как это можно назвать, кроме варварства. На захваченном частном земельном участке захватчики построили жилые дома. По этим фактам не возбуждено ни одно уголовное дело, по сводкам МВД и других правоохранительных и государственных органов не зафиксировано. По сегодняшний день эти органы не только не принимают меры [по восстановлению законности], а умышленно умалчивают эти факты», - заявил Батыров «Фергане» в январе 2011 года, добавив далее, что «после ошских событий [в июне 2010 года] они добились своего – рейдерским путем отобрали ОшТВ».
В том же интервью Кадыров сказал также, что « вплоть до начала июньских событий члены ВП меня кормили обещаниями, что сфабрикованное уголовное дело в отношении меня в скором времени разрешится положительно, и я смогу беспрепятственно вернуться в страну и продолжать свою работу. Однако этого не произошло. А после июньских событий эстафету приняли бакиевцы, которые теперь находятся у власти, и теперь они нагнетают обстановку».
Что касается Санжара Бакиева, в ноябре 2010 года он был приговорен к десяти годам лишения свободы в колонии усиленного режима: его признали виновным в организации массовых беспорядков, незаконном хранении оружия и применении насилия в отношении представителей власти в мае 2010 года в городе Джалал-Абаде. Решением Чуйского областного суда от 1 февраля 2011 года Бикиеву добавили наказание в виде штрафа в 50 тысяч сомов ($1063). Постановлением Верховного суда Кыргызстана от 21 декабря 2012 года предыдущие приговоры были отменены, Бакиеву назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима со штрафом 75 тысяч сомов в доход государства. В соответствии со статьей 61 Уголовного кодекса страны, дни нахождения в предварительном заключении - 7 месяцев 6 дней – были зачтены в срок наказания из расчета «день за два». Начало срока наказания установлено с 25 июня 2010 года. Адвокаты Бакиева подавали ходатайство о его досрочном освобождении в связи с амнистией, но Спецпрокуратура по надзору за законностью в исправительных учреждениях отменила амнистию в отношении Санжара. Он вышел на свободу 19 ноября 2014 года, отбыв назначенный ему срок.