Узбекистан: Правозащитницу Елену Урлаеву принудительно содержат в психиатрической клинике
В конце апреля она говорила, что чувствует себя хорошо, и врачи обещали ее сыну выписать мать 2 мая. Но этого не произошло: по словам врачей, состояние Урлаевой якобы нестабильное, хотя и она, и ее сын заверяют в обратном.
Напомним, что правозащитницу ранее несколько раз госпитализировали в психиатрическую клинику - в 2001-м, 2005-м, 2012 годах. В 2005-м Урлаева объявляла голодовку в знак протеста против принудительного лечения, международные организации заявляли о «карательной психиатрии» и о давлении на правозащитников, требуя освободить лидера ПАУ.
Не молчат и сегодня. В частности, политический беженец, руководитель правозащитной организации «Узбекско-Германский Форум» (Берлин) Умида Ниязова призвала международные организации и дипломатов, работающих в Узбекистане, изучить ситуацию, связанную с продлением срока принудительного лечения Елены Урлаевой в психиатрической больнице закрытого типа.
«Елена лишена возможности контактов с внешним миром, она даже не может позвонить по телефону, ее родственники хотели бы ее освобождения, - говорит Ниязова. - Врачи, принявшие решение о продлении срока принудительного пребывания в клинике, должны публично ответить на вопрос, почему на данном этапе, если Елена и нуждается в продолжении лечения, нельзя назначить его в амбулаторном порядке, как того просят ее родственники?»
Умида Ниязова в Вашингтоне на церемонии награждения лауреатов премии Международного форума защиты прав трудящихся (Labor Rights Defenders Awards-2016), среди которых - узбекские правозащитники, в том числе – Елена Урлаева. 12 мая 2016 года
В цивилизованном обществе людей, которые не опасны для окружающих и себя, не изолируют в психиатрической клинике, это вчерашний день, считает Ниязова.
«Последние годы узбекские власти занимались методичным уничтожением всех критических голосов. Елена осталась едва ли не единственным человеком, отчаянно и открыто борющимся за права человека в Узбекистане. Когда мы имеем дело с властью, репутация которой равна нулю, мы должны быть особенно внимательны к тому, что происходит с Еленой Урлаевой, и не допустить того, чтобы служба национальной безопасности вместе с подручными психиатрами воспользовалась ее болезнью и уязвимостью.
Продление срока принудительного лечения Елены Урлаевой вызывает особую тревогу. Проблема усугубляется тем, что в Узбекистане не осталось ни одной независимой структуры, все находится под контролем, включая медицинские учреждения. Поэтому психиатрическая клиника должна допустить независимых врачей для осмотра состояния Елены. В этом могли бы помочь дипломаты западных стран», - верит руководитель «Узбекско-Германского форума».
Между тем, 12 мая в Вашингтоне прошла церемония награждения лауреатов премии Международного форума защиты прав трудящихся (Labor Rights Defenders Awards-2016), среди которых - узбекские правозащитники Елена Урлаева, Дмитрий Тихонов и Уктам Пардаев. Премия была им присуждена «за их лидерство, храбрость и преданность работе по изменению государственной системы принудительного труда в хлопковом секторе Узбекистана». Однако ни один из награжденных узбекских правозащитников не смог приехать в Вашингтон.
На церемонии награждения лауреатов премии Международного форума защиты прав трудящихся (Labor Rights Defenders Awards-2016), 12 мая 2016 года, Вашингтон
Напомним, Елена Урлаева - лидер Правозащитного альянса Узбекистана (ПАУ), живет в Ташкенте, уже 16 лет открыто защищает права и интересы жителей страны: регулярно выезжает на поля, чтобы запечатлеть факты незаконного использования труда взрослых и детей, устраивает пикеты в поддержку несправедливо осужденных и с требованиями соблюдения конституционных прав и свобод, участвует в мирных акциях с намеком на оппозиционность, откликается на просьбы местных жителей о той или иной помощи. Власти Узбекистана всеми силами пытаются заставить Урлаеву замолчать. Регулярные угрозы, оскорбления, задержания, избиения, приговоры, штрафы, отправка в психиатрическую больницу, - все это стало частью жизни правозащитницы. Но она продолжает выступать в поддержку тех, чьи права нарушаются.