Алмазбек Атамбаев: Из Конституции Кыргызстана нужно убрать пункты, несущие угрозу суверенитету и безопасности страны
Дискуссии о необходимости внесения очередных изменений в Конституцию ведутся в Киргизии в последние два года, несмотря на наличие в последней редакции Основного закона десятилетнего моратория на любые поправки (до 2020 года). Первоначально было заявлено о необходимости конкретизации положений, связанных с деятельностью судебных органов, затем речь зашла об изменении статей, регламентирующих разделение полномочий между президентом, парламентом и премьер-министром в сторону усиления полномочий главы правительства, напоминает агентство.
В настоящее время, по мнению местных экспертов, речь идет о положениях, касающихся прав граждан на обращение в международные органы за защитой своих прав. В частности, пункт 2 статьи 41 Конституции гласит, что «Каждый имеет право в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод. В случае признания указанными органами нарушения прав и свобод человека Кыргызская Республика принимает меры по их восстановлению и/или возмещению вреда».
Это положение на основании вынесенного в апреле заключения Комитета ООН по правам человека дало право правозащитнику Азимжану Аскарову, отбывающему пожизненное заключение по сфабрикованным обвинениям в участии в межэтническом конфликте на юге Киргизии в июне 2010 года, обратиться в Верховный суд Киргизии с требованием об освобождении и пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
После решения Комитета ООН в отношении Аскарова советник президента Киргизии Бусурманкул Табалдиев высказался за внесение изменений в Конституцию страны: «А представьте теперь, если подобное решение тот же комитет примет, якобы, в защиту прав человека, но в поддержку каких-либо религиозных террористов, других разжигателей межэтнической розни? То есть, какие-нибудь «правозащитники», прикрываясь решением Комитета ООН, станут требовать от Кыргызстана освободить экстремистов и террористов? Что нас ожидает в таком случае? Теракты? Кровь мирных жителей? На этом фоне требования освободить Аскарова покажутся цветочками». Табалдиев полагает, что в Комитете ООН по правам человека сидят люди, «которые, возможно, и не знают, где находится Кыргызстан». И они, задается вопросом советник президента, «будут решать судьбу всей нашей страны?..».
По мнению киргизских правозащитников, эти заявления дают основания полагать, что в ближайшее время в республике начнется очередная кампания по внесению изменений в Конституцию Киргизии, которая была принята 23 года назад, и с тех пор правилась шесть раз. Последние поправки были приняты на референдуме в июне 2010 года, когда республика от президентской формы правления перешла к парламентской.