Лидер Компартии Таджикистана призывает президента Рахмона остановить уничтожение истории Душанбе
Напомним, в числе идущих под снос объектов – здания Академического театра имени Лахути, Русского драматического театра имени Маяковского, мэрии Душанбе, исполнительного аппарата президента, парламента, чайханы «Рохат», расположенные вдоль главной столичной магистрали – проспекта Рудаки. Все они были построены в 1930-1950-е годы и, по мнению душанбинских властей, не соответствуют облику современного города. Текст обращения Шабдолова к президенту приводит «Азия-плюс»:
«С болью в сердце я воспринял отчаянный шаг коллектива театра Маяковского, решившего подать в отставку в знак протеста против сноса театра и перемещения их в столичный кинотеатр «Таджикистан», я глубоко возмущен, что театр будет перемещен в кинотеатр. Лица, которые посоветовали властям принять такое решение, не понимают разницу между театром и кинотеатром. Это вопиющее невежество. Еще более возмутительно заявление властей о том, что старые исторические здания по улице Рудаки не вписываются в новые бетонно-стеклянные высотные здания. Наоборот, эти высотные здания не только не вписываются в исторический облик улицы Рудаки, но и уродуют его.
Нельзя трогать здание, с которым связана не только театральная культура страны, но и ее политическая история. Пусть это одноэтажное или двухэтажное помещение, не соответствующее духу современности, но хотел бы напомнить, что нигде в мире, в мировых столицах не уничтожают и не сносят подобные архитектурные творения. Одноэтажные и двухэтажные старые здания спокойно гармонируют в Вашингтоне, Париже, Пекине, Москве и других столицах с новыми зданиями. Эти здания не трогают, потому что нельзя уничтожать историю, нельзя уничтожать память людей о прошлом. Пока нынешние решения властей лишь свидетельствуют о попытках уничтожить память о советском прошлом, в котором было много хорошего, светлого и грандиозного.
В советские времена Иосиф Сталин посылал сюда из Ленинграда лучших архитекторов, которые создавали лицо молодой столицы, совмещая ее национальную культуру с элементами петербургского исторического зодчества. Душанбе (в то время – Сталинабад) – один из немногих городов, в котором многие исторические объекты были построены по подобию зданий в Петербурге.
Я, прежде всего, как таджик, гражданин Таджикистана не имею права равнодушно смотреть на историю нашего народа доисламского, исламского и советского периода. Государство Саманидов особенно в эпоху Насра 2 (внука Исмоила Сомони), Рудаки, Авиценны, Носири Хусрава и других выдающихся представителей науки, литературы и искусства без сомнения было золотым веком в исламской истории таджикского народа, но вместе с тем советская эпоха, благодаря которой образовалось наше суверенное национальное государство, - это был тоже настоящий золотой век. Он был признан таким выдающимся политическим деятелем, как Джавахарлал Неру, который считал, что опыт советского строя в Таджикистане может быть образцом для революционных преобразований в Индии.
Как председатель Компартии Таджикистана, обращаюсь к уважаемому президенту Республики Таджикистана Эмомали Рахмону – положить конец попыткам снесения исторических архитектурных памятников советской эпохи, таких как театр Маяковского, театр Лахути, бывшее здание Центрального Комитета Компартии, здание Верховного Совета и небольшие исторические здания по улице Рудаки, с которыми связана политическая борьба выдающихся деятелей Таджикистана за государственный суверенитет нашей республики.
У Вас, уважаемый Президент, имеется вся полнота власти в положительном решении этого вопроса. Считаю недопустимым доводить решение этой проблемы до уровня ЮНЕСКО и других международных организаций».