В Таджикистане количество действующих адвокатов сократилось более чем в пять раз
Претендентам на статус адвоката нужно было ответить на 50 вопросов, которые касались не только юриспруденции, но и политики, истории и культуры Таджикистана. В частности, были вопросы о стратегических задачах послания президента парламенту, о главных исторических достижениях 16-й сессии Верховного Совета Таджикистана, о том, в каких случаях может быть объявлено чрезвычайное положение, и даже о том, когда в Таджикистан прибыл первый поезд.
Квалификационные экзамены для адвокатов начались после вступления в силу принятых в ноябре 2015 года изменений в закон об адвокатуре, жестко ограничивающих адвокатскую деятельность. Поправки вызвали критику представителей гражданского общества в Таджикистане и многих международных организаций. Согласно обновленному закону, теперь адвокаты не имеют права защищать интересы своих родственников. Не могут заниматься профессиональной деятельностью те адвокаты, у которых есть судимость, двойное гражданство либо отсутствует гражданство Таджикистана и прописка на территории республики. Кроме того, лица, уволенные из силовых и правоохранительных органов Таджикистана за коррупционные действия или за нарушения принятой присяги, также не имеют права заниматься адвокатской деятельностью. Таким образом, часть адвокатов, не соответствующих новым требованиям, не были допущены к сдаче экзамена.
«Процедура недопущения к квалификационным экзаменам в первую очередь противоречит статье 20 Конституции РТ касательно презумпции невиновности. Согласно новому закону человек, привлеченный к уголовной ответственности и имеющий судимость, независимо от того, погашена его судимость или нет, не может быть адвокатом, хотя мы видим, что люди, с которых снята судимость, работают в различных государственных структурах. А адвокат, оказывается, даже если не имеет судимости, а просто был привлечен, не имеет права. Это вообще ерунда какая-то», - цитирует адвоката Мухаббат Джураеву «Азия-плюс»
Среди адвокатов, получивших право заниматься профессиональной деятельностью, нет имен таких известных в Таджикистане правозащитников, как Файзинисо Вохидова, Рахматилло Зойиров и Солиджон Джураев. Ранее Файзинисо Вохидова говорила, что отказывается от участия в экзамене. Следует отметить, что адвокаты, не прошедшие переаттестацию, должны приостановить профессиональную деятельность.
Как считают юристы, 312 адвокатов не могут удовлетворить потребности 8-миллионного населения Таджикистана. «В международной практике на каждые 20 тысяч населения страны должно приходиться не менее 5 адвокатов. А что у нас получилось? Разделим 312 на 8 миллионов, и выходит, что на каждые 26 тысяч населения приходится всего один адвокат. Этого явно недостаточно. В Таджикистане должны осуществлять свою деятельность как минимум 1500 адвокатов», - говорит судья в отставке Ватан Абдурахманов. По его словам, новый закон об адвокатуре противоречит Основному закону страны: «Конституция гарантирует для каждого гражданина право на труд, а в новом законе говорится, что те, кто имеют судимость, не имеют права быть адвокатами. Это нарушение права граждан на труд».
Согласно закону, квалификационная комиссия Минюста созывается четыре раза в год. Таким образом, адвокаты, не прошедшие переаттестацию, смогут попытаться сдать экзамены снова только через три месяца.