По официальным данным, в Узбекистане - всего пять процентов безработных. А на самом деле?
Согласно данным доклада, уровень безработицы в Узбекистане сравним с показателями в России - 5,8% на февраль 2016 года (по сведениям Росстата). А численность граждан, состоящих на учете в органах по труду и ищущих работу, на конец декабря 2015 года составила лишь микроскопические в масштабах страны 2,7 тыс. человек.
Насколько эти данные соответствуют реальности?
Для ответа на этот вопрос напомним, что именно Узбекистан является лидером среди стран постсоветской Центральной Азиипо количеству мигрантов, трудящихся за рубежом. Только в России в январе текущего года, по данным Федеральной миграционной службы РФ, находилось более одного миллиона восьмисот тысяч граждан Узбекистана. Еще несколько сот тысяч граждан республики постоянно проживают в Казахстане, Южной Корее, Европе и США.
Можно смело предположить, что большинство из них те, что работают не дома, а на чужбине. Таким образом, наберется от 10 до 15 процентов трудоспособного населения Узбекистана, которое никак официально не трудоустроено у себя на родине и не отмечено в рядах ищущих работу.
Президент Узбекистана Ислам Каримов три года назад назвал узбеков-трудовых мигрантов, подметающих улицы Москвы, лентяями (по-узбекски - «дангаса»), приравняв их к «уличным попрошайкам». Вероятно, ему невдомек, что только из России работающие там узбеки перевели в 2015 году на родину 2,3 миллиарда долларов США.
Таким образом, существование так называемых «гастарбайтеров» отвергает не только официальная статистика Узбекистана, но и глава государства. Вместе с тем, по данным опрошенных «Ферганой» экономистов, уровень реальной безработицы в Узбекистане может составлять до 20% в городах и до 40% - в сельской местности.