Ассоциация «Права человека в Центральной Азии»: ЕС, США, ОБСЕ должны потребовать от Таджикистана справедливого суда над членами ПИВТ
«Власти страны должны обеспечить свободу ассоциации, собраний, выражения мнений и религии. Следует создать условия для независимого справедливого суда, где будет соблюдено равенство сторон. Виновные в применении пыток должны быть привлечены к ответственности», - говорится в заявлении Ассоциации, обнародованном на ее сайте.
Арестованным руководителям ПИВТ инкриминируется террористическая деятельность, организация преступного сообщества, попытка захвата власти, призывы к насильственному изменению конституционного строя и другие преступления. AHRCA считает, что ПИВТ объявлена террористической и экстремистской по политическим мотивам. «Сразу же после первых арестов стали поступать сообщения об аресте имущества членов ПИВТ, давлении на родных, включая несовершеннолетних детей. Многих родственников арестованных уволили с работы по негласному указанию таджикских властей. Членов ПИВТ повсеместно дискриминируют. Обвинение против членов ПИВТ опирается только на показания, добытые под пытками. Законных же доказательств у следствия нет. Но прокурор подписал обвинительное заключение, и уголовное дело передано в суд. Суд будет закрытым, и нарушения процессуальных норм можно будет скрыть от общественности. В таких условиях приговор практически уже вынесен, суд будет формальным», - отмечается в заявлении.
Особое внимание правозащитники обращают на условия содержания и состояние единственной среди обвиняемых руководителей ПИВТ женщины – Зарафо Рахмони: «Зарафо имеет четверых детей, младшему нет семи лет. Она очень больна, страдает болями в области сердца, почек, нервным истощением и глубокой депрессией. Во время следствия следователь Генеральной прокуратуры Таджикистана Иброхим Иброхимзод не разрешал ни сестре, ни представителям миссии «Красного Креста» посетить Зарафо Рахмони в СИЗО КНБ города Душанбе. У Рахмони есть два адвоката: Ситора Азизова и Зайдуло Давлатёров, их допускают, и они передают лекарства, продукты. Адвокат ее видела в последний раз 15 января, когда знакомилась с материалами дела. 18 января уголовное дело адвокат передала в суд. Адвокаты подробностей родным не сообщают, чтобы не потерять лицензию на адвокатскую деятельность. Родным разрешено один раз в неделю передавать Рахмони еду и лекарства. 20 января 2016 года впервые со дня ареста с Зарафо Рахмони встретились ее старший и младший сыновья».
По данным AHRCA, к настоящему времени по обвинениям в призывах к террористической деятельности и созданию экстремистской организации уже осуждены несколько членов ПИВТ, в том числе глава районной ячейки партии Хасан Рахимов (приговорен его к 9 годам лишения свободы), Зайниддин Юсупов (10 лет), Асомиддин Абдурахмонов (10 лет), Таваккал Бобоев (18 лет), Рустам Эмомов (17 лет), Умаршо Давлатов (15 лет), Махмадали Исломов (5 лет), Завкибек Рахмонов (4 года). У нескольких членов ПИВТ изъяты паспорт и взята подписка о невыезде. Объявлены в розыск лидер ПИВТ Мухиддин Кабири, а также ряд активных членов партии – Назар Сайидиброхими, Карим Шохнаими, Афзали Камариддини, Хайриниссо Саидова, Илхом Екубов, Нематулло Амонбеков, Гулбарг Сайфова, Шарофат Шарофиддинова и др.
Напомним, в течение последних 16 лет ПИВТ была единственной официально действующей партией религиозного толка на постсоветском пространстве. В середине сентября 2015 года власти Таджикистана обвинили ее руководство в причастности к попытке военного мятежа бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзода. Были арестованы 13 членов руководящего состава ПИВТ – заместители председателя партии Саидумар Хусайни и Махмадали Хайит, а также Абдукаххор Давлат, Рахматулло Раджаб, Зубайдулло Розик, Мухаммадали Файзмухаммад, Хикматулло Сайфуллозода, Киёмиддин Авазов, Зарафо Рахмони, Махмадшариф Набиев, Абдусамад Гайратов, Саттор Каримов и Вохидхон Косидинов. Партия была объявлена террористической организацией.
Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири, который эмигрировал из Таджикистана еще в марте 2015 года, опасаясь уголовного преследования, отвергает все обвинения против своей партии, считая, что сентябрьский мятеж был поводом для того, чтобы запретить деятельность ПИВТ. По данным международных правозащитных организаций, в последние месяцы в Таджикистане были задержаны около 200 членов и сторонников исламской партии. Они и их родственники подвергаются жесткому давлению со стороны властей республики.
Сегодня заместитель Генпрокурора и руководитель следственной группы Сафарали Мирзозода сообщил о завершении расследования по делу о мятеже Абдухалима Назарзода и арестованных членов ПИВТ. По его словам, всего в суд направлены уголовные дела в отношении 199 лиц, 172 из которых являются участниками группировки Ходжи Халима, остальные – членами ПИВТ, передает «Азия-плюс». Сорок организаторов и участников мятежа объявлены в международный розыск. На имущество обвиняемых, в том числе Абдухалима Назарзода и Мухиддина Кабири, наложен арест на сумму 151 млн сомони (свыше $20,1 млн). Мирзозода также добавил, что в настоящее время продолжается расследование возможного финансирования зарубежными государствами и их подданными мятежа в сентябре прошлого года.