16 november 2024




Новости Центральной Азии

Казахстан: Конфликт журналистов и «Казкоммерцбанка» становится жестче

Пресс-конференция Махамбета Ауезова и Рафаэля Балгина
12 января 2016 года в Алма-Ате прошла пресс-конференция журналистов Махамбета Ауезова и Рафаэля Балгина, посвященная делу о распространении заведомо ложной информации, нанесшей ущерб репутации "Казкоммерцбанка". Как сообщает Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз», спикеры извинились перед «Казкоммерцбанком» и назвали имя заказчика материалов, публикация которых в изданиях «Республика.кз» и «Накануне.кз» и спровоцировала жесткую реакцию «Казкоммерцбанка». «Заказчиком материалов был некий бизнесмен Таир Калдыбаев, который в настоящее время находится в следственном изоляторе», - говорится в сообщении фонда. По словам Ауезова, проекты статей готовил сам заказчик, Ауезов их редактировал и пересылал Балгину, который перенаправлял их в «Республику» Ирине Петрушовой. «Меня совершенно не интересовало содержание публикаций, я преследовал только свои финансовые интересы», - цитирует Р.Балгина «Адил соз».

Махамбет Ауезов заявил, что «журналисты, участвовавшие в этом, какие-то свои маленькие деньги зарабатывали, и никаких целей против банка у них не было. Поэтому я хотел сказать от лица всех журналистов, которые оказались в этой ситуации, мы просим финансовый институт проявить свойственный западным стандартам гуманизм, чтобы это каким-то образом повлияло на следствие, чтобы журналистов, особенно женщин, отпустили домой к своим детям и семьям».

Рафаэль Балгин, которого цитирует Total.kz, был подробен: «Я никогда не работал в информационном портале «Республика», но, как все, знаю, что найти выход на руководство информационного портала очень просто. Я связался с Ириной Петрушовой, которая живет сейчас за границей. Заказчик заплатил хорошие деньги, и поэтому обеспечивать объективность материалов мы не собирались. Петрушова знала характер материалов, вносила свои авторские правки, а иногда даже занималась плагиатом и самостоятельно готовила материалы для того, чтобы подогреть интерес к серии публикаций. Меня покоробило ее отношение к нам, ее опубликованные в Facebook заметки о том, что мы сами должны решать свою судьбу и не сопротивляться аресту. Я хотел бы принести свои извинения банку и всем людям, которых мы оклеветали».

Редактор информационно-аналитического портала «Республика» Евгения Мажитова уже написала на своей странице в «Фейсбуке», что журналисты «Республики» не давали Балгину полномочий извиняться за них. Ирина Петрушова заметила только, что "в плагиате меня еще точно никто не обвинял".

Известный оппозиционный журналист и редактор Гульжан Ергалиева уже назвала произошедшее «трудным случаем»: «В данном случае я не обвиняю журналистов, что они покаялись перед банком, так как они стали заложниками, во-первых, олигархической войны банкиров, которые использовали бедность наших журналистов, во-вторых, стали инструментом борьбы режима с независимой прессой путем применения слишком ужесточенных законов против свободы СМИ, в-третьих, стали жертвой так называемой платной журналистики. Единственное, что их не красит, так это то, что они пренебрегли правилами профессии и не проверили всученную им информацию на достоверность, и что свой гонорар получили не по-белому официально, а по-чёрному. Но эти грехи никак не тянут на лишение свободы до 7 лет, как сейчас ставится вопрос по четырем или пяти журналистам».

Напомним, что по заявлению АО «Казкоммерцбанк» 18 декабря 2015 года следственное управление ДВД Алматы начало досудебное расследование по факту распространения заведомо ложной информации. В рамках этого расследования редактор казахстанского портала Nakanune.kz Гузяль Байдалинова была на два месяца помещена в СИЗО Алма-Аты, и ее не отпустили под залог даже на Новый год – в отличие от Рафаэля Балгина, попросившего прощения у «Казкоммерцбанка». Накануне задержания в квартирах Байдалиновой и журналистки Юлии Козловой прошли обыски.

Кроме того, адвокат Юлии Козловой Айман Умарова сообщила, что 11 января в отношении журналистки было вынесено постановление о признании ее в качестве подозреваемой по ст. 296 ч.2 Уголовного кодекса РК: «незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров». Эта статья предусматривает наказание в виде штрафа до двухсот МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шестидесяти суток.

«Адил соз» напоминает, что во время обыска в квартире Юлии Козловой полицейские «нашли» и забрали чай, пищевые приправы и коробку с «травой», которую объявили наркотической. «Назначенная следствием в тот же день экспертиза показала, что в организме Юлии обнаружены наркотические вещества. Правда, проведенная на следующий день независимая экспертиза показала обратное. Все знающие Юлию Козлову коллеги и знакомые утверждают, что она относится к наркотикам резко отрицательно и никогда их не использовала», говорится в релизе правозащитного фонда.

Дело Юлии Козловой может быть в ближайшее время передано в суд.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА