МИД России заявил об общих интересах с талибами, Шойгу - о помощи Бишкеку и Душанбе, США - о предложении Ташкенту
«Интересы талибов и без стимулирования объективно совпадают с нашими», - заявил Кабулов «Интерфаксу» и напомнил: «Я уже ранее говорил о наличии у нас с талибами каналов связи для обмена информацией».
Дипломат также сообщил, что Россия согласилась поставлять оружие Афганистану, но будет делать это «осторожно и в основном на коммерческой основе». Об этом накануне рассказывал и афганский временный поверенный в делах в России Ахадзада Абдул Гаюр, по его словам, поставки начнутся в январе-феврале 2016 года.
Тем временем в Москве прошло заседание Совета министров обороны стран СНГ. В нем приняли участие делегации оборонных ведомств восьми стран — Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана, а также представители Исполнительного комитета СНГ и Секретариата Совета министров обороны.
Как передает ТАСС, министр обороны России Сергей Шойгу рассказал, что многосторонний формат заседания Совета министров обороны был дополнен рядом двусторонних встреч, в ходе которых «мы обсудили широкий спектр вопросов взаимодействия в военной и военно-технической сферах. Подписали планы двустороннего сотрудничества оборонных ведомств на следующий год».
Шойгу встретился с министрами обороны Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
В частности, на встрече с казахстанским министром обороны Имангали Тасмагамбетовым Шойгу сообщил о завершении контракта по передаче Казахстану на безвозмездной основе зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300. «Это весомый, если не основной вклад в Объединенную систему ПВО, которая, можно сказать, уже состоялась, и сегодня можно говорить о ее практическом насыщении», – цитирует своего министра пресс-служба Минобороны России. Передача данных систем ПВО тем более актуальна в сегодняшних условиях, когда вблизи границ Казахстана можно практически ежедневно наблюдать разного вида угрозы, добавил Шойгу.
На встрече с министром обороны Таджикистана генерал-лейтенантом Шерали Мирзо Шойгу отметил обострение ситуации на афганском направлении: «Появились все предпосылки к тому, чтобы мы могли уверенно сказать, что там появились подразделения ИГИЛ и в дополнение ко всему тому, что там было, у нас появились дополнительные риски. У нас = я говорю в данном случае = как у союзников по Договору о коллективной безопасности», — цитирует российского министра «РИА Новости». Он отметил, что Минобороны России выполняет «все планы по перевооружению и оснащению вооруженных сил Таджикистана, по наращиванию усилий по российской базе как в авиационной составляющей, так и по другим направлениям», и эти меры «существенным образом повлияют на большую стабильность в регионе». Мирзо ответил, что двусторонний план военного сотрудничества Таджикистана и России был очень насыщенным, и сообщил, что его страна поддерживает антитеррористическую операцию России в Сирии: «Мы с вами солидарны».
Министры обороны стран СНГ. Фото пресс-службы Минобороны России
На встрече с начальником киргизского генштаба Жаныбеком Капаровым Шойгу заявил, что Россия делает все для переоснащения вооруженных сил Кыргызстана с тем, чтобы он мог противостоять угрозам с афганского направления, включая ИГ. Министр подчеркнул, что Москва «полностью выполняет все, что связано с поставкой вооружений и военной техники, усилением российской базы, авиационной группировки, подготовки специалистов вооруженных сил Киргизии в военных учебных заведениях России».
Шойгу выразил уверенность, что в Кыргызстане, как и в России, фиксируют появление в Афганистане «в немалом количестве» подразделений ИГ, чьи задачи «понятны и очевидны: взятие под контроль разного рода деятельности, которая приносит, в основном, преступный доход для продолжения их деятельности». И заявил, что совместными усилиями «удастся создать систему защиты Киргизии от этих угроз».
Начальник генштаба ВС Киргизии, в свою очередь, напомнил, что сотрудничество с российским Минобороны для киргизских военных «всегда было приоритетным направлением»: «Этому уделяет большое внимание глава государства. Поэтому надеюсь, что сотрудничество будет развиваться поступательно».
Между тем, как сообщает «Интерфакс», США намерены продолжить диалог с Ташкентом по присоединению Узбекистана к коалиции по борьбе с ИГ. Об этом 23 декабря в ходе телефонного брифинга журналистам сообщил заместитель помощника госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Дэниел Розенблюм. «Мы продолжим об этом говорить с нашими партнерами в Узбекистане, - сказал он. - Конечно, это относится и к другим четырем странам региона, как и ко всем странам международного сообщества».
Первое приглашение прозвучало в августе 2015 года во время визита Розенблюма в Узбекистан. Отметив, что созданная США коалиция против ИГ имеет не только военную составляющую, но и занимается пресечением каналов финансирования радикальных исламистов, а также отслеживает передвижение людей через границы и выполняет другие задачи, Розенблюм сказал, что «Узбекистан, как и любая иная страна, может внести свой вклад в одно или несколько из направлений этой деятельности». Но 31 августа президент этой республики Ислам Каримов счел «необходимым вновь повторить: Узбекистан не присоединится ни к какому военно-политическому блоку, не допустит размещения на своей территории иностранных военных баз, пребывания наших военнослужащих за пределами страны». Эти слова можно считать косвенным ответом на предложение США о присоединении к коалиции против ИГ.
Получить представление о том, насколько сильны позиции ИГ в Афганистане, кто финансирует воюющие группировки, что следует ожидать от развития военно-политической ситуации в этой стране и насколько реальны обозначенные выше угрозы, - поможет материал «Ферганы» «Разговор со специалистом. Лев Корольков: «ДАИШ никогда не укоренится в Афганистане».