Туркменистан: Правозащитники призывают мэра Ашхабада защитить права выселенных из своих домов людей
Международная организация за права человека (FIDH) и Туркменская инициатива по правам человека (TIHR) призвали мэра Ашхабада Мыратнияза Абилова принять срочные меры по защите прав принудительно выселенных из своих домов жителей столицы Туркменистана.
Вид на президентский дворец и Площадь независимости в Ашхабаде. Фото: Sipa/FOTODOM.RU
«Нам стало известно о волне насильственных выселений, имевших место, начиная с марта 2015 года, в дачных поселках Чоганлы и Шор, расположенных в пригороде Ашхабада, а также на улице Чехова в Ашхабаде. В общей сложности, было разрушено около 30.000 жилых зданий в дачных поселках Чоганлы и Шор, и несколько десятков частных жилых домов на улице Чехова», - говорится в опубликованном изданием «Хроника Туркменистана» совместном открытом письме мэру, подписанном президентом FIDH Каримом Лахиджи и руководителем TIHR Фаридом Тухбатуллиным.
По их данным, выселение, причину которого людям толком не разъяснили, предшествовало массовому сносу частных домов в указанных районах, в результате чего без крыши над головой остались около ста тысяч жителей.
«Администрация города не запланировала обеспечение альтернативным жильем всех выселенных граждан. Только часть из общего числа выселенных людей получила квартиры в качестве компенсации за разрушенное имущество. Остальные жители снесенных домовладений не получили ни компенсации, ни информацию о возмещении ущерба. Нам стало известно, что этим гражданам было предложено пожить неопределенное время у родственников, что нарушает их право на достаточное жилище», - заявляют правозащитники.
По их данным, причиной массового сноса домов может быть подготовка города к Азиатским играм в закрытых помещениях и по боевым искусствам, которые пройдут в Туркменистане в 2017 году. «К сожалению, территориальный план спортивных объектов не был предан гласности. Следовательно, жители поселков, которые могут быть затронуты в ходе предстоящих плановых построек, не проинформированы должным образом. Поэтому мы призываем Вас информировать затрагиваемых жителей о будущих планах сноса и вступать с ними в конструктивный диалог», - говорится в письме.
Между тем, по сведениям авторов обращения к мэру, жителей снесенных домов не уведомили заранее о предстоящих мероприятиях, в результате чего они «не могли осуществить свое право на своевременное оспаривание решения и провести конструктивные переговоры с представителями власти. Более того, из достоверных источников нам стало известно о том, что жители, выступающие против насильственного выселения, подвергаются преследованию и запугиванию со стороны властей. Мы напоминаем, что, согласно Замечанию общего порядка №7 (20/05/97) Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, гражданам, пострадавшим от насильственного выселения, должны быть предоставлены средства правовой защиты.
Проверка документов в Чоганлы. Фото RFE/RL
Мы хотели бы выразить нашу глубокую обеспокоенность в связи с тем, что эти действия нарушают право на достаточное жилище, защищенное Пактом ООН об экономических, социальных и культурных правах, государством-участником которого является Туркменистан. Указанный пакт предусматривает, что власти до проведения выселения консультируются с затрагиваемыми лицами и направляют заблаговременное уведомление, а также предлагают адекватное альтернативное жилье», - напоминают правозащитники.
Они призвали мэра «обеспечить надлежащие средства правовой защиты, в том числе - адекватное переселение и компенсации лицам, уже пострадавшим от незаконных выселений. В целях дальнейшего предотвращения подобных нарушений прав на жилье мы призываем Вас предоставлять юридическую защиту и гарантии против насильственных выселений».
Напомним, осенью 2015 года авторитетная правозащитная организация Amnesty International обнародовала доклад, в котором говорится, что из-за планов властей «облагородить» Ашхабад в преддверии Азиатских игр своих домов лишились порядка 50 тысяч жителей столицы Туркменистана.
Тем временем, как передает АНТ (Альтернативные новости Туркменистана), выселению в Ашхабаде подвергаются и снимающие жилье в аренду приезжие из других регионов страны. Особенно заметен этот процесс в поселках Кеши и Гями, что на окраине Ашхабада: здесь отмечены случаи массового выселения приезжих из съемного жилья. Причем власти города велели работодателям увольнять подвергшихся выселению своих работников в случае их неподчинения требованиям покинуть съемное жилье.
В то же время из туркменской столицы продолжают выдворять людей, не имеющих ашхабадской прописки, приехавших по делам бизнеса, в поисках работы или просто навестить своих родственников. Сообщается, что власти ограничили въезд в город автомашин с дашогузскими, балканскими, марыйскими и лебапскими государственными номерами. Этот процесс был начат незадолго до Дня нейтралитета, отмечаемого 12 декабря.
В кампании были задействованы участковые полицейские, все основные силы патрульно-постовой и других оперативных служб МВД Туркменистана, а также работники домоуправлений и других служб жилищно-коммунального хозяйства города. «Иногородних ловили повсюду: на улицах, рынках, остановках общественного транспорта, в окрестностях строящихся объектов, спальных микрорайонах и даже пригородных поселках Кеши, Гарадамак, Гями… Среди тех, кто был задержан и препровожден в отделение полиции для последующей депортации из города, были не только молодые люди, приехавшие в Ашхабад на заработки, но и граждане в возрасте, которые прожили здесь не один год и даже успели обзавестись семьями. Однако участковые инспекторы ни с кем не церемонились. «Раз нет ашхабадской прописки, то ты не имеешь права здесь находиться, жить, работать», — заявляли они тем, кто пытался напомнить стражам порядка, что они, как и ашхабадцы, являются гражданами Туркменистана, и у них имеется такой же паспорт, как и у столичных жителей», - сообщает АНТ.
«В декабре полицейские вообще обнаглели, — пишет источник АНТ в Ашхабаде. – По вечерам они устраивали облаву на приезжих и забирали либо в отделение, либо в ближайший опорный пункт на всю ночь. Задержанные ощущали себя людьми второго сорта». «Полицейские обращались с нами, как с какими-то преступниками, - сообщает побывавший в опорном пункте столичной полиции житель Туркменабада. - Они чувствовали свою власть над нами. Каждый из них ощущал себя хозяином положения, этаким царьком, который при желании мог за деньги помиловать затолканных в железную клетку людей, а мог наложить штраф и депортировать по месту прописки. Из нашей группы задержанных почти половина предпочла дать деньги и быстрее покинуть полицейский обезьянник».