Швеция: Обвиняемый в покушении на узбекского имама Обидхона Назарова не признал своей вины
Обвиняемый в покушении на известного узбекского имама (главу мусульманской общины) Обидхона Назарова Юрий Жуковский не признал своей вины в ходе судебного процесса, который проходит с 23 ноября 2015 года в городе Остерсунд на севере Швеции.
Суд по делу о покушении на имама Обидхона Назарова. Фото Sydsvenskan
Как передает «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода), суд над Юрием Жуковским проходит в условиях усиления мер безопасности. В первый день процесса прокурор Кристер Петерсон предоставил технические и вещественные доказательства вины Жуковского, в том числе - восстановленные чат-переписки, скайп и телефонные контакты, фотографии подсудимого, снятые камерой наблюдения на территории Швеции, пистолет, из которого были сделаны выстрелы в Назарова, и другое. Прокурор заявил, что отпечатки пальцев Жуковского были идентичны отпечаткам пальцев, снятых с двери дома Обидхона Назарова, мобильного телефона, рюкзака и находившего внутри него пистолета, которые были найдены рядом с домом имама после совершения преступления. Совпали и ДНК, обнаруженные на одеяле и подушке в квартире, арендованной Жуковским.
Во второй день судебного процесса судебного процесса прокурор зачитал обвинительное заключение и показал документальный фильм «Калаванинг учи» («Начало мотка»), подготовленный узбекскими властями в 2010 году и транслировавшийся по государственному телевидению в мае того же года. В этом фильме утверждается, что покушение на провластных имамов и сотрудников правоохранительных органов Узбекистана в 2009 году было совершено с «фетвы» (разрешения) Обидхона Назарова. Сам Назаров в состоявшемся в 2010 году разговоре с репортером «Озодлика» назвал этот фильм местью узбекских спецслужб.
Кристер Петерсон намерен просить для Жуковского пожизненного заключения.
Третий день процесса начался с допроса подсудимого. Жуковский сообщил, что ему 37 лет, родился в Украине, но является гражданином Узбекистана. До приезда в Швецию он был безработным, но планировал открыть строительную компанию вместе с московским другом. Приезжал в Швецию два раза, вторую поездку ему оплатил друг Умид, который попросил его найти и снять на видеокамеру «одного человека», который, по его словам, задолжал деньги многим узбекам и другим совестливым людям. Этим человеком оказался Обидхон Назаров. С помощью Нодиры Аминовой, сестры Умида, Жуковский нашел дом Назарова. Произвел видеосъемку, а затем с помощью интернет-кафе в Остерсунде отправил видеозапись Умиду. Тот попросил его привезти видеокамеру в Москву, где впоследствии и встретил.
Что касается заявлений о том, что за покушением на Назарова стоят узбекские власти, Жуковский заявил, что «у правительства Узбекистана не было планов по физическому устранению Назарова, в противном случае они осуществили бы это в Казахстане». По словам подсудимого, после распада Советского Союза Узбекистан добился больших успехов, «в стране все хорошо», и выразил несогласие с мнением младшего сына Обидхона Назарова, Довудхона, о том, что узбекские власти подвергают верующих преследованиям.
Ранее «Фергана» сообщала о том, что шведская прокуратура предоставила суду Остерсунда обвинительное заключение по делу о покушении на Обидхона Назарова, в котором говорится, что за попыткой убить политэмигранта стояли власти Узбекистана.
Напомним, Обидхона Назарова попытались убить (уже в третий раз) 22 февраля 2012 года: неизвестный человек выстрелил в имама несколько раз и скрылся. Назаров был доставлен в больницу, где перенес операцию и впал в продолжительную кому. По данным следствия, преступление было совершено в период пребывания в Швеции имеющего узбекское и российское гражданства Юрия Жуковского, сумевшего после покушения скрыться в России. Среди доказательств вины подозреваемого, предоставленных шведскими следователями, имеются записи камер видеонаблюдения, которые зафиксировали Жуковского возле гостиницы и магазинов. В 2012 году районный суд Остерсунда постановил, что имеются достаточные доказательства, указывающие на виновность Жуковского, и вынес решение о его заочном аресте.
В июле 2012 года перед судом в Стромсунде предстали двое граждан Узбекистана: муж и жена Баходыр Пулатов и Нодира Аминова, которые обвинялись в оказании помощи Жуковскому. Но улик, представленных на суде, оказалось недостаточно для доказательства их вины, и пара из Узбекистана была освобождена из-под стражи прямо в зале суда. А 12 октября шведская пресса сообщила о задержании в России главного подозреваемого - Юрия Жуковского, когда он воспользовался тем же телефоном, что и во время пребывания в Швеции. В Россию была выслана необходимая документация, а также официальный запрос на выдачу подозреваемого. Рассмотрев дело, российская сторона передала Жуковского Швеции.