«Покажите их живыми!»: Туркменистан проигнорировал решение Комитета ООН по правам человека по поводу Бориса Шихмурадова
Напомним, что 17 октября 2014 года Комитет ООН по правам человека принял решение о нарушении прав бывшего министра иностранных дел Туркменистана Бориса Шихмурадова, который в 2002 году был приговорен к пожизненному заключению. Комитет, согласно установленной процедуре, дал срок для ответа туркменской стороне, и 9 ноября 2015 года этот срок истек. Никакого ответа от Ашхабада не последовало.
Комитет ООН вынес решение, что Шихмурадов является жертвой насильственного исчезновения, и правительство Туркменистана не смогло защитить его жизнь, нарушило право на свободу от пыток и право на справедливое судебное разбирательство. Комитет также решил, что нарушено право Татьяны Шихмурадовой на свободу от пыток, поскольку в течение стольких лет не иметь никакой информации о судьбе мужа – это пытка.
Комитет ООН считает, что правительство Туркменистана обязано предоставить правовую защиту Борису Шихмурадову, в том числе немедленно освободив его и предоставив справедливую компенсацию за перенесенные страдания, а в случае его смерти – выдать останки семье, которая так же должна получить компенсацию.
К сожалению, отмечается в заявлении кампании, ни Комитет ООН, ни семья Бориса Шихмурадова не получила ответ от правительства Туркменистана.
Борис Шихмурадов, бывший министр иностранных дел Туркмении, был осужден на пожизненный срок в декабре 2002 года: его обвинили в попытке покушения на тогдашнего президента страны Сапармурата Ниязова и организации государственного переворота. По делу о так называемом покушении по стране прошли повальные аресты, в декабре 2002-январе 2003 гг. было осуждено более 60 человек (из них пятеро - пожизненно), 56 человек были объявлены изменниками родины. Приговор Шихмурадову был вынесен через несколько дней после его ареста.
В конце декабря 2002 года в прямом эфире государственного телевидения показали заседание Халк Маслахаты (Народного совета), в котором принял участие президент Ниязов. На экран, установленный в зале, транслировалось «признание» Бориса Шихмурадова: «Мы, проживая в России, занимались употреблением наркотиков и в состоянии опьянения вербовали наемников для совершения террористического акта… Мы - организованная преступная группа. Мы - мафия. Среди нас нет ни одного нормального человека. Все мы ничтожества». «Народ» требовал смертной казни. Верховный Суд приговорил Шихмурадова к пожизненному заключению.
В то время Уголовный кодекс Туркменистана не предусматривал наказания в виде пожизненного лишения свободы: только через два месяца, 5 февраля 2003 года, Народный Совет принял постановление «О государственной измене», после чего были внесены поправки в Уголовный кодекс. То есть обоснование пожизненного заключения Шихмурадову было принято задним числом, уже после вынесения приговора.
«Не совсем ясно, как туркменские власти могли провести эффективное расследование причастности Шихмурадова к так называемому покушению за четыре дня, что прошли между арестом и приговором, - говорится в заявлении кампании «Покажите их живыми!». - Также неясно, как решение о пожизненном лишении свободы могло быть принято политическим органом, а не судом, и почему юридические основания для приговора были приняты задним числом, - говорится в заявлении кампании. – Наконец, мы глубоко обеспокоены полным отсутствием какой-либо официальной информации о судьбе и местонахождении Шихмурадова в заключении в течение последних 13 лет».
Кампания напоминает, что дело Бориса Шихмурадова – это один из десятков случаев насильственного исчезновения в тюрьмах Туркменистана. По крайней мере, половина из десятков известных дел о насильственных исчезновениях не связаны с делом о так называемой попытке покушения 2002 года.
Туркменские чиновники, не ответившие Комитету ООН, видимо, не желают признавать проблему насильственных исчезновений в пенитенциарной системе Туркменистана, не говоря уже о том, чтобы ее решать, считают правозащитники. Однако законодательство Туркменистана, в том числе Конституция, признает приоритет международного права, в том числе решений ООН, над национальным законодательством.
Кампания «Покажите их живыми!» обратилась к правительству Туркменистана с требованием немедленно ответить Комитету ООН по правам человека по поводу дела Бориса Шихмурадова и незамедлительно исполнить решение Комитета по предоставлению правовой защиты Шихмурадову и его семье. Кроме того, необходимо положить конец страданиям родственников, которые в течение многих лет были лишены всех контактов со своими близкими, находящимися в тюрьме, и не получали о них никакой информации. Правозащитники также требуют положить конец насильственным исчезновениям, расследовать каждый случай и предпринять все усилия, чтобы предоставить родственникам и общественности информацию о судьбе и местонахождении каждого исчезнувшего человека.