Узбекистан: Милиция Ангрена возбудила дело против правозащитника Дмитрия Тихонова
На днях Тихонов обратился в компетентные органы Узбекистана с официальным заявлением на неправомерные действия сотрудников милиции ГОВД города Ангрена. 20 сентября, после незаконного задержания оперативными сотрудниками ангренского уголовного розыска на месте отправки колонны хлопкоробов на сбор хлопка, его отвезли в ГОВД, где подвергли физическому насилию и психологическому давлению.
15 октября адвокат Полина Браунерг, представляющая интересы Тихонова, приехала в ГОВД Ангрена и встретилась с заместителем начальника милиции Камолом Байбутаевым. Она попыталась выяснить причины задержания и последовавшего избиения правозащитника стопкой бумаг в кабинете №22 отдела уголовного розыска и борьбы с организованной преступностью.
По словам адвоката, Байбутаев заявил, что 20 сентября в здании ГОВД его не было и обстоятельств произошедшего с Тихоновым он не знает. В ходе беседы, тем не менее, выяснилось, что заместителю начальника милиции Ангрена известны подробности всей ситуации.
Он отрицал, что 20 сентября Тихонов был задержан и что в милиции на него оказывались незаконные меры физического воздействия, а в его адрес высказывались непристойные слова с угрозами физической расправы. Но при этом добавил, что Тихонова в тот день доставили в ГОВД для получения объяснений того, почему 19 сентября около городского хокимията (администрации), во время отправки хлопкоробов, он агитировал людей не ехать на хлопок.
По мнению Байбутаева, агитации Тихонова помешали сотрудницы махаллинских (квартальных) комитетов. По словам самого Дмитрия, три женщины, выкрикивая «хлопок - наше богатство и достояние нашей Родины, и вместо того, чтобы фотографировать, лучше бы поехал собирать», обвинили его в непатриотическом отношении к сбору хлопка - общенародному и важному государственному делу.
Защитница Тихонова выяснила, что три человека, недовольные поведением правозащитника (из них две - те самые председатели махаллинских комитетов), обратились в милицию с тремя заявлениями. На основании этих заявлений участковый проводит разбирательство, и материалы дела находятся у него.
На просьбу адвоката о встрече с участковым замначальника ангренской милиции ответил, что это невозможно, так как у участкового «выходной» (что странно, поскольку разговор происходил в четверг). Но пообещал, что завтра, 16 октября, адвокату будет представлена справка.
Полина Браунерг также сообщила Байбутаеву о том, что за Тихоновым 30 сентября в течение всего дня была организована слежка, и что у неё есть фотографии трех следивших за правозащитником людей и двух машин с номерами. Байбутаев не прокомментировал это заявление, зато попросил адвоката передать Тихонову, чтобы он явился в милицию. При этом пытался заверить, что правозащитника не посадят и опасаться ему нечего.
16 октября Браунерг вновь приехала в ангренский ГОВД, чтобы встретиться с участковым, занимающимся делом Тихонова, и выяснить обстоятельства дела. Но оказалось, что с ним снова встретиться невозможно, так как он «на хлопке» и приедет лишь 20 октября. В тот же день в ангренском ГОВД выдали официальную справку о том, что Тихонова не задерживали и мер физического воздействия к нему не применяли.
В целом ситуация с преследованием правозащитника «один в один» повторяет историю преследования и ареста независимого журналиста Сергея Наумова, живущего в Ургенче, и тоже отслеживавшего ситуацию с использованием детского и принудительного труда при сборе хлопка. В 2013 году в Ургенч должна была прибыть делегация Международной организации труда (МОТ). И местные власти немедленно «нейтрализовали» Наумова: его обвинили в мелком хулиганстве и посадили на 15 суток.
Напомним, что правозащитник и журналист Дмитрий Тихонов живет в Ангрене и с 2008 года занимается защитой прав человека. С 2009 года специализируется на проблеме детского и принудительного труда в Узбекистане. В связи с его деятельностью многократно задерживался милицией. В частности минувшей весной во время мониторинга прополки хлопка только за один день был задержан три раза. В 2010-2011 годах ему в течение одиннадцати месяцев не давали выездную визу для поездки за границу. С требованием выдать ее Тихонов вышел в декабре 2010 года на площадь «Мустакиллик» в Ташкенте на акцию протеста. В итоге с формулировкой «за участие в незаконной акции протеста против правительства и должностных лиц Республики Узбекистан» административный суд приговорил его к штрафу в почти 3.500.000 сумов (примерно $1500). Но правозащитник не сдался: с требованием выдачи выездной визы он подал иск в суд и судился с Министерством внутренних дел Узбекистана, и в марте 2011 года получил требуемое.
В 2012 году по приглашению российской межрегиональной правозащитной организации «Комитет против пыток» в составе Сводной мобильной группы Дмитрий Тихонов более двух месяцев работал в Чечне, в городе Грозный. В марте 2015 года публично выступил против уничтожения в городе Ангрене обелиска Великой Отечественной войны «Ангренцам, погибшим в боях за независимость нашей Родины», а также собирал подписи за его восстановление. После разрушения обелиска Тихонова стали преследовать за «национализм»; в апреле на него напали хулиганы, а в сентябре побили милиционеры.
В январе 2015 года Тихонов снова обратился за получением выездной визы для выезда за границу (ее действие закончилось в марте этого года). Однако уже на протяжении девяти месяцев выездную визу ему не дают.
Соб. инф.