Кыргызстан: Прокуратура требует ужесточения наказания опальному имаму Рашоду Камалову
Напомним, 7 октября 2015 года Кара-Суйский районный суд Ошской области признал Камалова виновным в возбуждении религиозной вражды и распространении экстремистских материалов. Председатель райсуда Койчубек Жобонов переквалифицировал статью обвинения, убрав отягчающее обстоятельство - «использование служебного положения» - по всем трем инкриминируемым Камалову эпизодам, что повлияло на смягчение приговора. Прокуратура просила десять лет строгого режима, адвокаты – оправдания, суд назначил пять лет колони-поселения.
В ходе судебного разбирательства, продолжавшегося четыре месяца, представители райпрокуратуры Азам Сатывалдиев и Нурлан Абдразаков старались доказать суду, что Камалов не был имамом мечети «Ас-Сарахсий», так как отсутствовал приказ о его назначении на эту должность. И именно этот момент стал для суда основой смягчения приговора.
Но райпрокуратура не согласилась с приговором, указала в своем представлении, что «Камалов, занимая должность имама мечети, проводил мероприятия для населения, на которых проповедовал о халифате, что противоречит законам КР», и потребовала пересмотра. Прокуратура считает, что Камалова следует судить все же по пункту 2 («Возбуждение религиозной вражды лицом с использованием своего служебного положения») и пункту 2,4 («Хранение и распространение экстремистских материалов с использованием служебного положения при проведении публичных мероприятий») части 2 статьи 299-2 Уголовного кодекса Киргизии.
Между тем, ранее адвокаты неоднократно заявляли, что в Кыргызстане до сих пор нет официального списка запрещенных судом материалов экстремистского содержания. Согласно нормам, местные суды по представлению прокуратуры должны вынести решения о признании того или иного материала экстремистским, этот материал включается в список, который отправляется в Министерство юстиции, а уже оно размещает его на своем сайте и в СМИ. Только после всех этих процедур материал признается экстремистским и запрещенным. «Если в стране нет такого списка, то почему правоохранительные органы предъявляют обвинения гражданам в хранении или распространении запрещенных экстремистских материалов?», - возмущен адвокат Хусанбай Салиев.
Кроме того, отметил Салиев, статья 299 «Возбуждение религиозной вражды» предполагает попытку создать конфликт между разными конфессиями. «В материалах уголовного дела нет упоминания, что проповедь Камалова создает конфликт между разными конфессиями, что его слова пропагандируют исключительность, превосходство или, наоборот, дискриминационно оценивают граждан в зависимости от их отношения к религии», - указал адвокат.
В своих доводах в пользу Камалова адвокаты привели также ряд процессуальных нарушений, допущенных во время следствия. По мнению ряда специалистов, дело Камалова нарушает основные принципы свободы слова и вероисповедания и является излишне политизированным.
Напомним, Рашод Камалов был задержан 9 февраля этого года. Первый эпизод обвинения связан с диском, который в милицию принес житель Кара-Cуу, второй - с диском, который изъяли при обыске в доме Камалова, третий - с видеозаписью, распространенной в интернете. Во всех трех случаях фигурировала одна и та же проповедь Камалова, в которой он разъяснял понятие халифата.
По словам Камалова, слово «халифат» он разъяснял во время пятничного намаза (массовой молитвы) 4 июля 2014 года. Разъяснение затем было распространено на дисках и в интернете. Камалов рассказал судьям, что в тот день люди, особенно молодежь, задавали ему вопросы о халифате, войне в Сирии и о так называемом «Исламском государстве» (бывш. «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб.). Выступая как официальное духовное лицо главной мечети города Кара-Суу, Камалов в своей проповеди ссылался на цитаты из таких источников, как Коран (священная книга мусульман) и «Хадисы» (рассказы о делах и высказываниях пророка Мухаммеда). По словам подсудимого, он говорил, что молодежь не должна ехать в Сирию, что это противоречит Конституции Кыргызстана. «Я не призывал к митингам, свержению государственного строя. Понятие халифата содержится в Коране и «Хадисах», - пояснил имам.
Он был помещен под арест на два месяца в следственный изолятор, затем несколько раз по решению суда ему продлевали срок заключения по стражей. В течение четырех месяцев по делу Камалова, материалов по которому набралось на пять томов, прошло 17 слушаний, каждое длилось несколько часов. Адвокаты заявили более 20 ходатайств, большая часть которых была удовлетворена. Выступило семь свидетелей, десять экспертов и специалистов.
Подробнее об этом деле – в материалах «Ферганы.Ру» «Рашод Камалов: Просто авторитетный имам или главный террорист Кыргызстана?», «Кыргызстан: На имама Р.Камалова открыто второе уголовное дело, вместо него назначен новый имам», «Кыргызстан: Спорную проповедь Рашода Камалова прокомментировали в суде религиовед и имам» «Кыргызстан: Суд признал Рашода Камалова виновным и приговорил к пяти годам колонии-поселения».