16 november 2024




Новости Центральной Азии

В Узбекистане началась хлопковая кампания. На поля принудительно вывозят медработников, студентов и других граждан

В Узбекистане началась кампания по сбору урожая хлопчатника. Как передает «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода), на поля массово и в принудительном порядке стали вывозить медицинских работников, студентов, жителей махаллей (кварталов).

К примеру, приказ готовиться к выезду на сбор хлопка, согласно специальному распоряжению правительства, получили студенты 3-4 курсов и магистранты Национального университета Узбекистана (НУУ, бывший ТашГУ). По словам источников «Озодлика» в этом вузе, студенты будут собирать урожай на полях под Даштабадом - городом в Зааминском районе Джизакской области. Уже созданы студенческие отряды и штаб, представители которого отправились на место сбора, чтобы подготовить места пребывания для сборщиков.

«Такое происходит впервые в истории Национального университета. Раньше на хлопок вывозили исключительно «армейцев», то есть студентов, поступивших на учёбу по льготе, полученной после службы в армии. В этом году кроме них на хлопок вывезут и других парней», - сообщают источники «Озодлика».

Тем временем на полях уже работают медицинские работники. В частности, как говорится в поступившем на радиостанцию «Озодлик» письме работников Медицинского объединения Янгиарыкского района Хорезмской области, с 23 августа на хлопковые поля кишлака «Куриктом» (бывший «Гулистон»), ежедневно вывозят по 350-400 врачей и медсестер.

Условия работы на хлопковых полях неудовлетворительные, сообщают авторы письма. «В 7:30 утра в битком набитом автобусе нас вывозят на поле. Вечером после 20:20 увозят обратно. Вывозят в труднопроходимые места, где сапоги набиваются песком. Оттуда и убежать некуда. Автобус проваливается в песок, и медсёстрам приходится выталкивать автобус. Телефон в тех местах не работает, антенны не ловят. И за собранный хлопок тоже не платят. И еды нет. Все с собой привозят хлеб и помидоры. Высота хлопчатника очень низкая. В песке много змей», - говорится в письме.

По утверждению медработников, за отказ от выезда на сбор хлопка у них требуют деньги – «это стоит десять тысяч сумов (около $2,5) за один день».

Однако руководитель Медицинского объединения Янгиарыкского района Хорезмской области Умид Джуманиязов в беседе с радио «Озодлик» опроверг изложенную в письме информацию. «Сезон хлопка только начнётся. Пока ещё не начался. Это всё враньё. Мы выйдем на поле только после официального распоряжения», - заявил он.

В хокимияте (администрации) Янгиарыкского района сообщили, что сезон сбора хлопка уже начался, но официального распоряжения областного хокимията на мобилизацию людей для сбора хлопка пока нет. По официальным данным, 15 августа была объявлена мобилизация людей на сбор хлопка в Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях Узбекистана, в связи с чем, утверждает «Озодлик», в населенных пунктах республики распространяются листовки с призывом участвовать в хлопкоуборочной кампании. К агитационной работе привлечены учителя, махаллинские (квартальные) активисты, представители фонда социальной поддержки ветеранов Узбекистана «Нуроний» и молодёжного движения «Камолот», они обходят дома и квартиры, собирая с жильцов подписи о том, что они согласны участвовать в сборе хлопка. В специальный бланк вносятся фамилия и имя владельца дома и членов его семьи, паспортные данные и подпись о согласии на участие в сборе хлопка. Заполненные бланки затем сдаются махалкомам (председателям махаллинских комитетов - сходов граждан), а те, в свою очередь, относят их в хокимияты (администрации районов и городов).


Бланк для заполнения данными о привлекаемых к участию в сборе хлопка жителей махаллей

Если кто-то из людей пытается отказаться от участия в сборе хлопка, им грозят урезать пенсии и пособия или отказать в справках, которые требуют различные учреждения. Впрочем, от выезда на поле можно откупиться - за 300 тысяч сумов (около $62).

«Уже несколько лет как в нашем районе отключили подачу природного газа и нам приходится пользоваться пропаном. Когда обращаемся в райгаз, чтобы получить пропан, они требуют принести справку из махаллинского комитета. В махалле, в свою очередь, говорят: «Дадим справку, если отправишь кого-нибудь на хлопок». В нашей семье отец инвалид, все младшие братья учатся в школе, только я один зарабатываю на жизнь, работая водителем такси. Махалля угрожает, что если не выйду на сбор хлопка, то нам не видать ни газа, ни пенсии отца», - жалуется «Озодлику» житель Бахмальского района Джизакской области Узбекистана.

По его словам, выйти на сбор хлопка – означает ехать в Мирзачульский район Джизакской области, и с утра до вечера собирать хлопок бесплатно. «Те, кто едет туда на сбор хлопка, возвращаются уже с клещами и вшами. Если увидите так называемую «питьевую воду» и туалет, испугаетесь. Кормят людей чем попало, ещё и удерживают за питание с начисленных за сданные килограммы хлопка денег. Проработаете в поле два месяца и вернетесь домой должником за питание, и председатель махалли будет устраивать скандалы, требуя возмещения убытков. Поэтому никто и не хочет ехать на сбор хлопка», - поясняет собеседник из Джизакской области. Он добавляет, что труднее всего приходится тем, чьи родные находятся на заработках за рубежом: «Они должны заплатить махаллинскому комитету деньги, как минимум, за четверых».

Напомним, что используя принудительный труд, власти Узбекистана игнорируют международные обязательства, взятые на себя в ратифицированных конвенциях МОТ (Международная организация труда) и ООН. В этом году МОТ намерена наблюдать за тем, как пройдет хлопкоуборочная кампания и будут ли власти Узбекистана принуждать население к участию в ней.


Примерно в таких условиях будут жить приехавшие сборщики хлопка. На фото – казарма в районе города Бука, в которой разместили учащихся военного колледжа из Кибрайского района в 2013 году. Фото узбекской правозащитницы Елены Урлаевой

«В этом году МОТ в согласованном с правительством Узбекистана порядке будет проводить мониторинг по принудительному труду. Для этого организуют десять групп, в состав которых будут включены международные эксперты и два узбекских чиновника, если не ошибаюсь, это будут представители министерства труда, которые будут ездить по стране и встречаться с людьми. Теперь представьте, если они подойдут к кому-то и спросят: «Вас принудительно вывезли на хлопок?», то кто в присутствии двух чиновников ответит «Да»? МОТ не понимает этой простой вещи, или не хочет понимать», - считает Умида Ниязова, руководитель Узбекско-германского форума по правам человека (УГФ), который ведет мониторинг хлопкоуборочных кампаний в Узбекистане.

Ранее УГФ призвал правительство Узбекистана:

• предоставить независимым правозащитным организациям, активистам и журналистам беспрепятственный доступ для расследования и освещения условий в секторе производства хлопка, и МОТ - для расследования и мониторинга трудовых практик при участии Международной организации работодателей (МОР), Международной конфедерации профсоюзов (МКП), а также местного независимого гражданского общества;

• реформировать хлопковый сектор, в том числе посредством: введения в силу национальных законов, запрещающих применение принудительного и детского труда, и преследования случаев нарушений закона; обеспечения финансовой прозрачности доходов и расходов; отмены обязательных норм на производство и сбор урожая и отмены штрафов для фермеров, не выполнивших нормы; повышения закупочных цен и их либерализации в конечном итоге, демонополизации сельскохозяйственного производства и рынков сбыта хлопка;

• предоставить доступ в страну Специальным процедурам Совета по правам человека ООН и выдать приглашение Специальному докладчику ООН по современным формам рабства.

С ситуацией в хлопководческой сфере Узбекистана и других республик Центральной Азии можно ознакомиться, пройдя по этой ссылке.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА