Лидер «Аль-Каиды» поклялся в верности новому главе движения «Талибан»
Тем самым глава «Аль-Каиды» дал понять, чью сторону принимает его организация в споре о преемнике муллы Омара, о смерти которого было объявлено в июле этого года, пишет «Азаттык» (казахская служба Радио Свобода). Присяга на верность важна для лидеров «Талибана», поскольку она является основанием признания их легитимности. Ее нарушение считается греховным.
Это первое публичное выступление Завахири с сентября прошлого года. Главарь «Аль-Каиды» в своем аудио-обращении высказал соболезнования в связи с гибелью бывшего руководителя талибов, что отчасти опровергает циркулировавшие недавно слухи о кончине самого Завахири, отмечает Euronews. Однако достоверность авторства Завахири в аудиозаписи пока не подтверждена, поскольку вместо видеоряда в ней использована фотография главы «Аль-Каиды».
Есть также предположения, что Аль-Завахири в настоящее время ищет убежище в приграничной афгано-пакистанской зоне, которая является территорией влияния талибов, передает Khaama Press.
Покойный лидер «Талибан» мулла Омар пользовался большим авторитетом у членов «Аль-Каиды» и самого аль-Завахири, который называл Омара лидером глобального джихадистского движения. Позиции «Аль-Каиды» пошатнуло так называемое «Исламское государство» («Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб.), заявившее в 2014 году о создании исламского халифата. Высказываются мнения, что ИГ пытается использовать смерть муллы Омара, чтобы переманить к себе боевиков «Аль-Каиды».
ИГ уже нарастило свои силы за счет вливания в нее членов Исламского движения Узбекистана (ИДУ). На минувшей неделе ИДУ заявило о самоликвидации и примыкании к ИГ. Лидер ИДУ Усман Гази дал присягу на верность главе ИГ Абу Бакру Аль-Багдади и заявил, что Хорасанский регион (нынешние территории Афганистана, Ирана и постсоветских республик Центральной Азии) перешел в распоряжение халифата (мусульманского государства).
Таким образом, «Талибан» и ИГ продолжают бороться за лидерство среди радикальных джихадистов, стремясь заручиться поддержкой других влиятельных экстремистских группировок. Как считают эксперты, пока соотношение сил не в пользу ИГ, однако поражения талибов в Афганистане и, напротив, успехи ИГ в Сирии и Ираке могут способствовать росту популярности последнего и среди талибских командиров, часть которых уже перешла на сторону этой террористической группировки.