Туркменистан: На семью опального коннозаводчика Гельды Кяризова совершено покушение
Как рассказал сын Кяризова Дауд, находящийся в США, это уже второе покушение на жизнь Софии. В январе 2014 года автомобиль сбил девочку в тот день, когда семья Кяризовых попыталась покинуть Туркменистан в первый раз. У Софии было раздроблено бедро. «Это был такой ужасный намек от властей нашей семье, чтобы они не пытались покинуть Туркменистан. Теперь они повторили это снова. Так они [власти] отвечают на все то, что сделал мой отец для Туркменистана», — говорит Дауд.
Гельды Кяризов – всемирно известный коннозаводчик и селекционер, бывший директор объединения «Туркменатлары» («Туркменские кони»), который в конце 1980-х спас ахалтекинскую породу лошадей от исчезновения. В 2001 году Кяризов попал в немилость к первому президенту Туркменистана Сапармурату Ниязову и оказался в числе множества чиновников, которые подверглись репрессиям. Он был арестован 31 декабря 2001 года, 2 февраля 2002-го выступил на телевидении с заявлением о том, что украл лошадей, которые в действительности принадлежали ему. Перед тем как он сделал это заявление, его пытали бессонницей, передает Amnesty International. В мае того же года Кяризов был признан виновным в злоупотреблении служебным положением и хищении государственного имущества в особо крупных размерах, и приговорен к шести годам лишения свободы. Во время одного из допросов у него случился сердечный приступ, в результате чего левая половина тела оказалась парализована. В 2006 году его перевели в печально известную тюрьму Овадан-Депе, где он потерял 40 килограммов веса.
Кяризов был включен в список политических заключенных, составленный Human Rights Watch. Он был помилован Гурбангулы Бердымухамедовым в 2007 году, но с тех пор вместе с семьей находится под постоянным наблюдением властей. Им регулярно отказывают в лечении, в котором они очень нуждаются. В частности, у Гельды Кяризова - больное сердце, гипертония, хронический гепатит, холецистит, проблемы с желчным пузырем и желудком, тяжелый артрит. Есть опасения, что без срочной квалифицированной врачебной помощи его жизнь очень скоро окажется под угрозой. В таких случаях люди часто едут лечиться за границу, но Гельды Кяризов и его родные внесены в «черный список» людей, которых не выпускают за пределы Туркменистана.
С тех пор, как коннозаводчик попал в опалу, даже после освобождения власти продолжают подвергать Кяризова и его родных постоянным преследованиям. Его обвинили в самовольном захвате земельного участка, завели несколько уголовных дел. Власти потребовали от него больше не заниматься коневодством и заставили написать по этому поводу официальное заявление. В 2006 году начали сносить конный завод Кяризова, в 2010 году конфисковали лошадей. В 2012 году мэр Ашхабада угрожал его родственникам насильственным выселением. Власти снесли забор вокруг их дома и уменьшили размер двора.
Гельды Кяризов и его семья остаются под непрерывным наблюдением. Автобус, из которого ведется наблюдение, постоянно припаркован рядом с их домом. Жену Юлию и свояченицу, как родственников Кяризова, не принимают на работу. Однажды Юлия обратилась к врачам за помощью, чтобы избавиться от камней в почках, но ей заявили, что лечить ее не будут. В 2006, 2008 и 2010 году Юлия Серебрянник, ее сестра и дочь пытались выехать за пределы Туркменистана, однако их не выпустили из страны. В июле 2011 года Гельды Кяризов пытался съездить в Дашогуз, город на севере Туркменистане, чтобы посетить семейную могилу, но его вернули домой. В октябре 2013 года Кяризова и его жену заставили подписать еще одно заявление о том, что они не имеют права разводить лошадей.
По информации Amnesty International, 22 января 2014 года Гельды Кяризов вместе с женой, дочерью и свояченицей поехал на прием к врачу-ортопеду. За ними последовало десять машин Министерства национальной безопасности (МНБ), которые окружили опальную семью и вынудили остановиться. Трое сотрудников спецслужб заломили руки свояченице за спину и бросили ее на землю. Затем всех отвезли на допрос в полицейский участок, при этом сотрудники правоохранительных органов швырнули Софию в полицейскую машину, и она ударилась головой. Свояченице Кяризова в полицейском участке потребовалась медицинская помощь из-за высокого кровяного давления и боли в груди, но когда «Скорая помощь» приехала, полицейские не разрешали врачам помочь женщине, пока она не подписала документ о том, что не будет подавать жалобу на грубые и неправомерные действия полицейских. Этот документ заставили подписать всю семью.