Forbes: «Газпром» в одностороннем порядке снизил цену на туркменский газ и подал иск в Стокгольмский арбитраж
Как сообщает Forbes, «Газпром» требует пересмотра цен по подписанному в 2010 году контракту, согласно которому российская компания закупала газ в Туркмении примерно по $240 за 1000 кубометров, а объем по условию «бери или плати» составлял 10 млрд кубометров в год. В начале 2015 года «Газпром» заявил, что в связи с сокращением спроса на российский газ в Европе и на Украине будет закупать у Туркмении всего 4 млрд кубометров и оспорит условия контракта в Стокгольмском арбитраже. Из-за падения экспортных цен на газ в Европу установленная цена на туркменский газ на уровне $240 за 1000 кубометров перестала устраивать «Газпром», и он пытался договориться с туркменской стороной о снижении. Попытка не удалась, и с января 2015 года «Газпром» в одностороннем порядке перешел на оплату по цене безубыточного экспорта в Европу. Ранее «Коммерсант» сообщал, что компания стала оплачивать туркменский газ по netback (цена «Газпрома» в Европе минус транспортные расходы), чтобы не попасть в убыток. Именно по этой схеме газ оплачен за первые пять месяцев этого года, что вызвало недовольство Ашхабада, который 8 июля заявил о неплатежеспособности российской газовой монополии, а спустя три дня сообщил, что «Газпром экспорт», не объясняя причины, не доплачивает за фактически поставленные объемы туркменского природного газа. Туркменской стороне непонятны мотивы, почему российский энергетический гигант не полностью платит за полученный газ, видимо, у него наступили не самые лучшие времена в отношении финансов». Оба эти заявления доступны на сайте Министерства нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана.
По оценкам источников «Коммерсанта», исходя из объема поставок в 2015 году Туркменистан может недополучить $300-400 млн.
Представитель Стокгольмского арбитражного суда не ответил на запрос Forbes. Официальный представитель «Газпрома» отказался от комментариев, Туркменистан пока не отреагировал.
По данным Forbes, в 2014 году на собрании акционеров «Газпрома» председатель правления компании Алексей Миллер обещал прекратить деловые отношения с Туркменией, заявив, что поставки идут с перебоями. В свою очередь, «Туркменгаз» заверяет, что «стабильно выполняет свои контрактные обязательства, регулярно поставляя согласованные объемы туркменского природного газа, хотя несет большие убытки от созданных инфраструктурных и добычных мощностей для обеспечения контрактных объемов».
По мнению профессора МГИМО, специалиста по международному инвестиционному праву Дмитрия Лабина, у «Газпрома» хороший шанс выиграть дело, поскольку «чаще всего Стокгольмский арбитраж становится на сторону заявителя, если ответчик, несмотря на соответствующие пункты договора, не идет на пересмотр ценовой политики. Существует достаточно широкий инструментарий исполнения таких решений, в том числе и арест собственности компаний за рубежом». Но в случае с Ашхабадом исполнение решения суда может оказаться проблематичным для «Газпрома», полагает Лабин, потому что Туркмения - мажоритарный владелец «Туркменгаза», а государства с развивающейся экономикой довольно часто распространяют существующий у них абсолютный иммунитет на принадлежащие им юридические лица и отказываются исполнять предписание арбитража.
Между тем, по мнению компании Vygon Consulting, специализирующейся на вопросах развития ТЭК России, выигрыш в арбитраже будет для «Газпрома» хуже проигрыша, поскольку такое решение будет немедленно использовано в Европе против самой монополии: до сих пор монополия последовательно отстаивала в спорах с европейскими клиентами позицию продавца газа. «Получается, по одну сторону границы мы рассказываем о преимуществе долгосрочных контрактов с нефтяной привязкой, которые обеспечивают стабильность, а по другую сторону - снижаем оплату за газ в одностороннем порядке», - заметили в Vygon Consulting.
Напомним, соглашение о стратегическом газовом сотрудничестве между Россией и Туркменистаном на 25 лет было подписано в Москве 10 апреля 2003 года. До 2009 года Туркмения обеспечивала «Газпрому» около 50 миллиардов кубометров газа в год. В апреле 2009-го из-за аварии на туркменском участке газопровода САЦ-4 на 487-м километре газопровода Давлетбат—Дариялык, недалеко от туркмено-узбекской границы, поставки газа были прерваны. Ашхабад обвинил (и, кстати, снова заявил об этом 11 июля 2015 года) в случившемся Россию, которая, по его мнению, без предварительного уведомления туркменской стороны резко сократила объемы отбираемого туркменского природного газа, что привело к взрыву газопровода и поставки туркменского газа были приостановлены. В декабре 2009 года Россия и Туркменистан договорились о поставках в объеме до 30 миллиардов кубометров туркменского газа ежегодно, однако в реальности закупки туркменского газа со стороны «Газпрома» стабилизировались на уровне 10 млрд кубометров в год. В феврале «Коммерсант» сообщал, что Россия закупает у Туркмении около 10 млрд кубометров газа в год по цене почти $300 за тысячу кубометров плюс еще около $100 за транспортировку. В октябре 2014 года «Газпром» объявил о намерении полностью отказаться от закупок газа в Туркмении и Узбекистане, а в феврале 2015 года сообщил о резком сокращении объема закупок газа у Ашхабада - с 10 млрд кубометров до 4 млрд, у Ташкента – до 1 млрд с 3,8 млрд.