21 january 2025




Новости Центральной Азии

Таджикистан: Гособвинение требует еще 25 лет для осужденного бизнесмена Зайда Саидова

Зайд Саидов
Генеральная прокуратура Таджикистана требует приговорить заключенного таджикского предпринимателя Зайда Саидова к 25 годам тюрьмы, взыскать с него 34 миллиона сомони ($5,440 млн) штрафа и конфисковать все его имущество. Об этом заявил гособвинитель на проходящем в следственном изоляторе Госкомитета национальной безопасности (СИЗО ГКНБ) закрытом процессе Верховного суда по второму уголовному делу в отношении опального бизнесмена, сообщает «Азия-плюс». Максимальный срок наказания в Таджикистане составляет 30 лет лишения свободы.

Саидов обвиняется в подделке документов при строительстве торгового комплекса «Душанбе Плаза» и незаконной приватизации объединения «Таджикатлас» в бытность его министром промышленности Таджикистана. Как сообщил «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода) адвокат Саидова Исхок Табаров, с учетом конфискации имущества Саидова, в том числе предприятия «Таджикатлас», Верховный суд снял обвинения по этой части дела. Сам Зайд Саидов не считает себя виновным и призвал суд рассмотреть его дело непредвзято.

Напомним, бывший министр промышленности Таджикистана Зайд Саидов был арестован 19 мая 2013 года в аэропорту Душанбе сразу по прибытии из Франции, а 25 декабря того же года приговорен к 26 годам заключения с конфискацией имущества. Бизнесмен был признан виновным по пяти статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за изнасилование, незаконное лишение свободы, многоженство, получение взятки и мошенничество. За прошедший год власти национализировали восемь предприятий и компаний, принадлежавших Саидову и его родственникам.

Новое уголовное дело против уже отбывающего наказание Саидова было возбуждено Агентством по госфинконтролю и борьбе с коррупцией в июле 2014 года. Предприниматель обвиняется в подделке документов, злоупотреблении служебным положением, хищении государственных средств и уклонении от уплаты налогов.

В апреле 2015 года экономический суд города Душанбе удовлетворил иск антикоррупционного ведомства о незаконной приватизации швейной фабрики «Гулистон», контрольный пакет акций (95 процентов) которой принадлежит известному украинскому олигарху Дмитрию Фирташу, а оставшиеся 5 процентов - сыну Зайда Саидова Хайрулло.

В июне экономический суд Хатлонской области удовлетворил иск того же агентства о признании недействительным договора о создании СП ЗАО «ТаджикАзот», 75 процентов акций которого принадлежат Фирташу. Антикоррупционное ведомство Таджикистана предъявляло украинскому бизнесмену претензии по поводу незаконного приобретения акций, нецелевого использования средств, а также участия в незаконной сделке по продаже технического оборудования по производству химической продукции. По версии следствия, незаконные сделки в отношении этих предприятий были совершены в бытность Саидова министром промышленности Таджикистана.

Примечательно, что 4 июня 2015 года опрошенные в суде в качестве свидетелей экс-министр энергетики и промышленности Гул Шерали и бывший первый вице-премьер Таджикистана, занимавший ранее должность главы Госкомитета по инвестициям и управлению госимуществом, Матлубхон Давлатов дали показания в защиту Саидова. В частности, Гул Шерали на суде показал, что приватизация предприятий «ТаджикАзот» и «Гулистон» проходила в рамках закона, по решению правительства. По словам Шерали, Саидов, будучи министром промышленности, не имел никакой личной выгоды и не мог повлиять на процесс приватизации. Стоит напомнить, что Гул Шерали является сватом президента страны, а Матлубхон Давлатов – родственником Эмомали Рахмона по материнской линии.

Многие эксперты в Таджикистане считают дело Саидова политически мотивированным: незадолго до ареста бизнесмен и его единомышленники заявили о создании оппозиционной партии «Новый Таджикистан». Однако до реализации этого проекта дело так и не дошло.

Один из адвокатов Саидова Шухрат Кудратов, активно выступавший в защиту бизнесмена, в январе этого года также был осужден по обвинению в даче взятки и приговорен к девяти годам лишения свободы. Позже Верховный суд сократил этот срок до пяти лет и четырех месяцев. Таджикские правозащитники считают, что Кудратов пострадал из-за своей принципиальной позиции по делу Зайда Саидова. Ранее сам Кудратов неоднократно заявлял о преследовании и запугивании со стороны таджикских чиновников.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА