Родственники задержанных узбекскими пограничниками граждан Таджикистана обеспокоены их судьбой
«За что стреляли в невинного парня? В чем он провинился? Он там пас коров. Ничего плохого он не совершал. Никаких намерений нарушать границу у него не было. Пограничники Узбекистана сначала застрелили его собачку. Тулкинбой ее вырастил, и она всегда была с ним, когда он пас коров. Когда сын возмутился тем, что расстреляли невинное животное, пограничники открыли огонь по нему», - рассказала мать Тулкинбоя Бишарифа Усмонова.
Родственники задержанных обеспокоены их судьбами, поскольку не знают, что их ждет в Узбекистане. По словам Собира Усмонова, отца Тулкинбоя, 29 июня сын в кратком телефонном разговоре из больницы Бешарыкского района Узбекистана, что примерно в 25 километрах от Канибадама, сообщил, что узбекские власти оказывают на него давление с тем, чтобы он признал свою вину в нарушении границы: «Его принуждают написать, что он пересек границу Узбекистана, и, якобы, бежал от узбекских пограничников, когда они увидели его. Я сказал: напиши все так, как было».
Шавкат Кобилов, отец Хушёра Кобилова, сообщил «Озоди», что его сын содержится в тюрьме города Коканда, примерно в ста километрах от Канибадама. Ему также разрешили один раз позвонить отцу и потребовали, чтобы родственники прислали его паспорт. По словам Шавката Кобилова, после задержания сына узбекские пограничники увели с собой четырех его коров, поэтому сельчане ежедневно выходят к линии границы в надежде, что скот им все же вернут. Председатель джамоата заверил родственников, что власти Таджикистана знают об их проблеме и прилагают усилия по освобождению парней.
Инцидент произошел в нескольких километрах от джамоата Патар, в заболоченной, поросшей камышом местности. Примерно в 100 метрах от нее проходит колючая проволока, обозначающая линию границы между двумя государствами. Здесь расположен единственный таджикский погранпост. Это один из немногих участков таджикско-узбекской границы, который не заминирован узбекской стороной – по причине заболоченности. По словам местных жителей, они часто пасут здесь свой скот, поскольку подходящих пастбищ в округе нет. Сельчане утверждают, что год назад узбекские пограничники на этом участке границы также увели с собой двух граждан Таджикистана и отпустили их лишь спустя шесть месяцев.
Подобные инциденты на таджикско-узбекской границе возникают регулярно. Проблема в том, что до сих пор не завершена делимитация и демаркация границы между двумя странами, и вдоль ее линии нет никаких опознавательных знаков.
Между тем, пограничные власти Узбекистана в своем официальном сообщении обвинили граждан Таджикистана в попытке нарушения госграницы и оказании сопротивления пограничникам. По версии узбекской стороны, пограничники были вынуждены открыть огонь по таджикистанцам, не подчинившимся их предупреждению.
Напомним, за последнюю неделю подобные происшествия с участием пограничников Узбекистана произошли также на границах этой страны с Казахстаном и Киргизией. На казахско-узбекской границе инцидент закончился трагически - узбекскими пограничниками был застрелен местный рыбак. По версии узбекской стороны, во всех пограничных конфликтах виновны граждане сопредельных государств. Однако Кыргызстан и Казахстан заявляют о превышениях мер защиты и неправомерном применении огнестрельного оружия пограничниками Узбекистана. МИД Казахстана направил узбекской стороне ноту протеста, заявив, что «применение огнестрельного оружия на поражение в отношении предполагаемых нарушителей является неадекватной и недопустимой мерой».