США заблокируют $300 млн на счетах Vimpelcom и MTS по делу о коррупции в Узбекистане
В США считают, что эти компании создали сеть подставных фирм и заключили ряд фиктивных договоров на оказание консалтинговых услуг, чтобы посредством такой схемы перечислять взятки близкому родственнику президента страны Ислама Каримова в обмен на доступ к узбекскому рынку. Доходы от этих операций составили, в общей сложности, $300 млн, которые находятся на счетах Bank of New York Mellon Corp. в Ирландии, Люксембурге и Бельгии.
Родственник Каримова представлен в заявлении как «правительственный чиновник А.», который является фактическим владельцем подставных фирм Takilant, Swisdorn и Expoline. Под это скупое описание подходит старшая дочь узбекского президента Гульнара Каримова, являющаяся фактической владелицей оффшорных компаний, в отношении которых власти Швейцарии, Нидерландов, США и Швеции ведут расследование по делу о коррупционных сделках в процессе выхода нескольких мобильных операторов на узбекский рынок. В частности, известно, что гибралтарская компания Takilant была зарегистрирована на имя личной помощницы Каримовой Гаяне Авакян, которая сейчас находится в заключении. Фирма была открыта при участии гендиректора «МТС-Узбекистан» Бехзода Ахмедова. Впервые название Takilant всплыло в 2012 году в связи с коррупционным скандалом вокруг шведско-финского телекоммуникационного концерна TeliaSonera, который, по сведениям шведских журналистов, выплатил «узбекскому партнеру» $320 млн - за 3G-лицензию, частоты и серии телефонных номеров, что дало возможность начать работу в Узбекистане. Ранее сообщалось, что в 2007 году Vimpelcom Ltd. заплатила $25 млн за лицензии на деятельность в сфере коммуникаций в Узбекистане, переведя деньги со счета неизвестной компании на Виргинских островах. Всего, по неофициальным данным, в 2006-2012 годах Vimpelcom провел в адрес Takilant двенадцать платежей на общую сумму $219,5 млн.
По такой же схеме в Узбекистане начал работу и MTS. В 2008 году компания разместила в якобы подконтрольной Каримовой оффшорной фирме Tammaron депозит на $20 млн, объяснив это представившейся возможностью получения 4G-частот в Узбекистане. Год спустя частоты были получены, сам депозит MTS списал в убыток. Летом 2012 года власти Узбекистана обвинили топ-менеджмент оператора, в том числе гендиректора Бехзода Ахмедова, в хищениях и уклонении от уплаты налогов. В апреле 2013 года «Уздунробита» была признана банкротом, в декабре ее активы были переданы на баланс национального оператора связи республики «Узбектелеком». В июле 2014 года МТС подписала с Узбекистаном мировое соглашение, в соответствии с которым возобновила предоставление услуг мобильной связи в этой стране в рамках совместного предприятия Universal Mobile Systems (UMS) с участием государства.
В марте 2015 года Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (Organized Crime and Corruption Reporting Project, OCCRP) опубликовал результаты объемного исследования о том, как Гульнара Каримова контролировала телекоммуникационную отрасль Узбекистана и получала взятки сразу от нескольких телекоммуникационных компаний мира. Согласно имеющимся у OCCRP финансовым документам, TeliaSonera заплатила Каримовой $381 млн и обещала дополнительно $75 млн, от Vimpelcom и Alfa Telecom она получила $176 млн, MTS перечислил $350 млн. Всего на таких сделках Каримова «заработала» более $980 млн.
В марте 2014 года Комиссия по ценным бумагам и биржам США инициировала расследование в отношении Vimpelcom и MTS по вопросу их деятельности в Узбекистане. В апреле 2015 года стало известно, что Министерство юстиции США и Нью-Йоркский суд попросили правоохранительные органы Швеции заморозить $30 млн компании Takilant, утверждая, что имеют основания конфисковать их.
Напомним, что акции Vimpelcom и MTS котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, компании занимаются там привлечением капиталов и поэтому подпадают под антикоррупционное законодательство США.