Узбекистан: Два крупнейших банка изменили правила продажи валюты населению
В частности, НБ ВЭД ввел комиссию за обслуживание счетов держателей международных карт VISA Electron Travel и VISA Classic Travel – на основании заключения №ЛБ-127/05 департамента денежного обращения от 20 марта 2015 года и принятого спустя пять дней на заседании комитета банка по управлению активами и пассивами решения об изменении тарифов комиссионного вознаграждения за выполнение поручений клиентов.
Комиссия составляет $50 по курсу Центробанка на день оплаты и взимается с клиента один раз в календарный квартал - в день осуществления первой в текущем квартале конвертации средств. Сумма комиссии фиксирована и не зависит от суммы конверсии средств клиента. В качестве образца для правильного понимания политики банка клиентов знакомят с приложением №1, в котором представлены варианты конверсионных операций.
Решение об изменении тарифов комиссионного вознаграждения
Приложение №1
Тем временем «Узпромстройбанк» ввел ограничение на продажу иностранной валюты физическим лицам - до $1000 в квартал. Ограничение имеет внутриведомственный, негласный характер и никаким документом не подкреплено. На вопросы клиентов о причине изменений служащие банков ссылаются на устное распоряжение от руководства. Попытки получить официальную информацию по «телефону доверия» и в вышестоящих банках заканчиваются объяснением, что никаких ограничений на продажу инвалюты нет.
Такой ответ не удивляет: правительство Узбекистана в течение многих лет уверяет международную общественность в том, что модель валютной конвертации в стране полностью соответствует современным финансовым нормам и правилам. Однако местные и иностранные бизнесмены, занимающиеся экспортно-импортными операциями, постоянно сталкиваются с большими трудностями при обмене валют - как в безналичной, так и в наличной форме.
Акционерный коммерческий банк «Узбекский промышленно-строительный банк» (АКБ «Узпромстройбанк») - один из ведущих универсальных коммерческих банков Узбекистана. Финансирует крупные инвестиционные проекты и кредитует базовые отрасли экономики, малый бизнес и частное предпринимательство, оказывает широкий спектр розничных услуг. Банк первым в республике приступил к эмиссии и обслуживанию международных платежных чиповых карт Visa Electron и Visa Classic с собственным дизайном.
Напомним, что в банках Узбекистана действует лимит на покупку валюты - $2000 в квартал. Несмотря на официальную информацию о возможности свободного приобретения валюты в уполномоченных банках и их филиалах, очередь на приобретение долларов и евро растягивается на срок от трех до пяти месяцев. При этом нередко служащие банка всячески ограничивают возможность приобретения валюты клиентами, по разным причинам отодвигая очередь на более поздний срок. Либо сообщают, что неизвестно, когда будет поступление валюты и, соответственно, сможет ли банк вообще осуществить конвертацию.
С 1 февраля 2013 года Центральный банк Узбекистана утвердил новый порядок продажи валюты населению, и с тех пор граждане республики могут приобрести валюту только в безналичной форме по международной пластиковой карте (Visa или Mastercard Exchange), причем пользоваться этими картами можно исключительно за пределами страны. Оформляют их не бесплатно: согласно данным, опубликованным на официальном сайте Нацбанка Узбекистана, стоимость выпуска международной пластиковой карточки Visa Classic для физического лица составляет $10, однако взнос, сделанный клиентом, должен быть не менее $200, а неснижаемый остаток на карте – $100 (при этом ни слова не сказано о годовой стоимости обслуживания карт). По мнению экспертов, эти цифры свидетельствуют о чрезвычайной неразвитости банковской сферы Узбекистана.
Напомним также о появившихся на днях сообщениях о том, что Центральный банк Узбекистана объявил о временном прекращении конвертации национальной валюты сум по официальному курсу. Спустя пару дней Центробанк опроверг эти сообщения, заявив, что процедура конвертации национальной валюты в иностранную осуществляется коммерческими банками в установленном порядке - в соответствии с обязательствами по статье VIII Статей соглашений МВФ (Международного валютного фонда). Центробанк заверил, что «в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, текущие международные операции и связанные с ними покупка или продажа иностранной валюты осуществляются без ограничений».
Между тем, система валютной конвертации в Узбекистане не является в полной мере рыночной и представляет собой сразу несколько действующих независимо друг от друга механизмов, являющихся прекрасным полем для коррупции государственных чиновников, возможностью афер и полулегального заработка для узбекских банков и существенным осложнением для деятельности иностранного бизнеса. В стране действуют, как минимум, четыре курса валюты. Подробнее об этом можно узнать, пройдя по этой ссылке.
А тем временем, как сообщает Озодлик (узбекская служба Радио Свобода), узбекские власти устраивают облавы на «черные рынки» по обмену валюты, которые производят люди в черных масках и вооруженные милиционеры. В частности, 27 мая в ходе облав на валютчиков в Ташкенте, Нукусе (Каркалпакстан) и Зарафшане (Навоийская область) было задержано несколько менял.