Узбекистан: Центральный банк опроверг «слухи» о приостановлении обмена валют
Следует отметить, что никакой свободной конвертации иностранной валюты в Узбекистане нет. В упомянутой Центробанком статье VIII говорится об общих обязательствах государств-членов МВФ, предусматривающих введение конвертируемости национальной валюты по текущим международным операциям. Они были приняты на себя Узбекистаном в октябре 2003 года. Однако спустя несколько месяцев, на фоне галопирующей инфляции и роста цен на внутреннем рынке Узбекистана, свободная конвертация была приостановлена негласным президентским указом.
В настоящее время, для того, чтобы создать хоть какие-то условия функционирования импорта и экспорта, правительство Узбекистана возобновило регулирование валютных операций административным методом. Он заключается в том, что конвертация осуществляется лишь для тех компаний-экспортеров или импортеров товаров и услуг, которые смогли «договориться» с чиновниками о своего рода «квотах» на покупку-продажу иностранной валюты.
Таким образом, система валютной конвертации в Узбекистане не является в полной мере рыночной и представляет собой сразу несколько действующих независимо друг от друга механизмов, являющихся прекрасным полем для коррупции государственных чиновников, возможностью афер и полулегального заработка для узбекских банков и существенным осложнением для деятельности иностранного бизнеса.
В стране действуют, как минимум, четыре курса валюты:
- Официальный - устанавливается Нацбанком внешнеэкономической деятельности, отталкиваясь от назначенного Центральным банком (самый низкий курс);
- Биржевой - определяется в ходе «торгов» на Республиканской валютной бирже Узбекистана;
- «Черный рынок» валюты для населения и мелких предпринимателей;
- «Клиринговый», формирующийся на товарно-сырьевой бирже.
Существуют закрытые списки организаций (преимущественно, это «стратегические» национальные корпорации, торгующие сырьем, а также крупнейшие транснациональные корпорации, ведущие свою деятельность на территории Узбекистана), которым конвертация гарантирована. Второй разряд компаний - те, кто имеет хоть какие-то шансы на покупку валюты по государственному или «биржевому» (этот список все время меняется, он «плавающий») курсу. Третья группа «непривилегированного» бизнеса - те, кто отправляется за валютой на базар («черный рынок»).
Все без исключения иностранные предприятия и внешнеэкономические партнеры Узбекистана, работающие в стране или поставляющие ей продукцию самого разного профиля, так или иначе, сталкивались и сталкиваются с проблемами конвертации.
Любой контракт на поставку товаров в Узбекистан сопровождается необходимостью получить регистрацию в таможенных органах и банке, обслуживающем импортера. После регистрации компании-импортеру нужно получить разрешение на конвертацию по государственному курсу либо купить валюту по «биржевому», затем следует «вытащить» деньги на свою оффшорную компанию, ввезти товар и подвергнуть его таможенной очистке и, наконец, снять контракт с регистрации. Все эти этапы сопровождаются дачей взяток должностным лицам.
Бизнесменам в обязательном порядке приходится идти на нарушения законодательства, на которые их толкают негласные указания и произвол властей в сфере внешнеэкономического регулирования. Любому иностранному инвестору, покупателю или продавцу, который намерен заключать сделки в Узбекистане, не избежать «кулуарных договоренностей» с узбекскими чиновниками самого разного ранга. Эти договоренности являются обязательным условием для проникновения на узбекский рынок, однако ничего гарантируют в перспективе и ничего не стоят в суде.
По данным, полученным «Ферганой.Ру» из доверенных банковских кругов в Узбекистане, в настоящее время примерный срок процесса ожидания разрешения конвертации национальной валюты в иностранную для различных организаций составляет от одного до двенадцати месяцев. Беспрепятственно (по курсу НБУ ВЭБ) конвертируются только обязательства перед иностранными финансовыми институтами (выплаты по кредитам иностранных банков, займов АБР, ЕБРР, Исламского банка).
Между тем, очевидно, что, как отмечает посол-глава делегации Евросоюза в Узбекистане Юрий Штерк, «введение полной конвертации иностранной валюты и упрощение деловых процедур являются наиболее эффективными шагами в привлечении иностранных инвестиций в Узбекистан».