Узбекистан: Осужденному правозащитнику Азаму Фармонову продлили срок заключения на пять лет
Решение вынес суд по уголовным делам Кунградского района Каракалпакстана (автономная республика в составе Узбекистана).
«Мне позвонил сидевший вместе с мужем в следственном изоляторе Нукуса человек и по просьбе Азама-ака сообщил, что на него вешают статью 221. Почему суд прошел в Кунградском районе, я не понимаю. Но разве можно давать более пяти лет?» - растерянно спросила Озода Якубова у «Озодлика».
Представитель Главного управления исполнения наказаний при МВД Узбекистана в телефонном разговоре с сотрудником «Озодлика» отказался прокомментировать сообщение о продлении срока заключения Фармонову и заявил, что ответ на этот вопрос можно получить лишь обратившись с письменным запросом, но право на это имеют только близкие родственники или адвокаты осужденного.
Напомним, Азам Фармонов был арестован 29 апреля 2006 года, 16 июня приговорен к девяти годам тюремного заключения по сфабрикованному уголовному делу - за вымогательство. Он стал первым правозащитником, который был отправлен в основанную в 1997 году тюрьму Жаслык для «религиозных» заключенных. По словам членов семьи, на этапе следствия и на протяжении всего срока заключения Фармонова неоднократно подвергали психическим и физическим пыткам, отправляли в камеру одиночного заключения, где тюремные охранники ежедневно избивали его до потери сознания.
Срок заключения Фармонова истек 29 апреля 2015 года. За две недели до этой даты Озода Якубова побывала на приеме в ГУИН, где узнала о том, что ее мужа перевели из тюрьмы Жаслык в следственный изолятор №9 города Нукуса. Причину перевода ей не назвали. Это обеспокоило Якубову, наведя на мысль, что власти не собираются отпускать ее мужа на свободу.
Продление тюремного срока по статье 221 неоднократно использовалось в отношении других неугодных правительству Узбекистана людей. К примеру, в феврале 2012 года по этой статье за месяц до освобождения был осужден еще на пять лет узбекский бизнесмен Рустам Усманов, в 1998 году приговоренный к 14 годам лишения свободы за экономические преступления. Статья 221 регулярно применяется к политическому заключенному, бывшему депутату Верховного парламента Узбекистана Мураду Джураеву, который был отправлен за решетку 18 сентября 1994 года. Не избежали ее и политзаключенные Мухаммед Бекжанов (Бекжан), правозащитник Исроил Холдаров и многие другие осужденные.