Турция: Журналисту грозят 130 лет тюрьмы за оскорбление президента Реджепа Эрдогана в Twitter
Камиль Маман – один из многих турецких журналистов, в отношении которых в настоящее время расследуются уголовные дела по обвинению в оскорблении Эрдогана, причем Маман является рекордсменом по числу возбужденных по этому поводу дел. Журналист считает расследования в отношении него признаком нетерпимости к малейшей критике и свободе выражения мнений, а задача следствия, по его мнению, состоит в том, чтобы заставить его замолчать, для чего расследованию подвергается каждое сообщение в Twitter с упоминанием имени Эрдогана.
«Достаточно использовать [в сообщении] слово «Эрдоган», чтобы запустить расследование по обвинению в оскорблении президента. В странах, где превалирует закон, такого не происходит», - сказал Маман газете Zaman.
Отметим, что Реджеп Тайип Эрдоган, который находится у власти с 2003 года, известен своим авторитаризмом и стремлением установить в Турции тотальный контроль, существенно ограничив права граждан, в первую очередь - подавив свободу слова. Он неоднократно подавал судебные иски к разным изданиям, которых подозревал в оскорблении своей персоны. К примеру, в марте 2014 года Эрдоган, будучи еще премьером, подал иск против главного редактора Today's Zaman Бюлента Кенеша и нескольких сотрудников газеты, заявив, что они размещали в Twitter унижающие Эрдогана записи. Ранее Эрдоган подавал в суд на журналиста Today's Zaman Махира Зейналова - за размещение твитов, содержащих «серьезные оскорбления и бранные слова, провоцирующие народ к ненависти и вражде». Зейналов назвал обвинения беспочвенными, но через несколько недель был депортирован из Турции.
Зимой 2014 года в интернет просочилась аудиозапись телефонного разговора Эрдогана с сыном, которые, якобы, обсуждали вопрос о том, где спрятать миллиард долларов наличными, хранящийся в их доме. Эрдоган назвал этот аудиофайл подделкой и искусным монтажом. Немногим ранее в Турции разразился коррупционный скандал, когда по подозрению во взяточничестве были арестованы по меньшей мере 84 человека, в том числе сыновья трех министров, сотрудники министерств экономики и экологии, другие высокопоставленные чиновники, строительные магнаты и так далее. Обнародование фактов коррупции и реакция общества разозлили премьер-министра. Ранее репортеры, проводившие собственные расследования, опубликовали секретные документы, раскрывающие то, как правительство Эрдогана отслеживало самых разных людей по их политической, расовой, религиозной или идеологической принадлежности. Многим бизнес-компаниям, которые, как считалось, связаны с оппозицией, было неофициально отказано в доступе к государственным контрактам и тендерам. Все эти факты, конечно же, широко обсуждались в СМИ и социальных сетях.
В марте на предвыборном митинге сторонников Партии справедливости и развития (ПСР) Эрдоган заявил, что в Турции будут искоренены соцсети, и спустя несколько часов был заблокирован доступ к сервису микроблогов Twitter, а вскоре был закрыт доступ к видеопорталу YouTube. Начиная с 2008 года, в Турции постановлениями судов и прокуратур и распоряжениями Управления телекоммуникации и связи (TİB) был временно либо на постоянной основе заблокирован доступ к более чем 77 тысячам веб-сайтов.
Напомним также, что укреплению авторитарной власти Эрдогана серьезно способствует и подписанный его предшественником напоследок закон о реформе Высшего совета судей и прокуроров (HSYK), который фактически подчиняет судебную власть исполнительной. Закон, согласно которому основные полномочия HSYK перешли министерству юстиции, был представлен правительством и одобрен парламентом, но вызвал негативную реакцию у оппозиционных партий и общественных организаций Турции.