Узбекистан: На базарах вводят дресс-код для продавцов и покупателей
На базарах Узбекистана начали регулировать внешний вид продавцов и покупателей, о чем свидетельствуют появившиеся в социальных сетях фотоснимки.
Фото со страницы Al Khorazmiy Uz в Facebook
На стенде, размещенном на рынке в Коканде, говорится, что, согласно статье 14 закона «О свободе совести и религиозных организациях», «появление граждан Республики Узбекистан (за исключением служителей религиозных организаций) в общественных местах в культовых одеяниях не допускается». Поэтому до сведения «уважаемых граждан и гостей нашего города» доводится, что на территории рынка строго запрещается хождение в религиозных одеяниях; женщинам запрещено носить платки и шарфы, популяризующие чуждую массовую культуру (турецкие, арабские, иранские, пакистанские); работникам рынка необходимо надевать единую форму, утвержденную рыночной администрацией.
За несоблюдение указанных требований грозит привлечение к ответственности по статьям 184-1 («Появление граждан в общественных местах в культовых одеяниях», предусматривает наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы или административный арест до пятнадцати суток) и 240 («Нарушение законодательства о религиозных организациях», штраф от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или административный арест до пятнадцати суток) «Кодекса об административных нарушениях», а также по статье 156 («Возбуждение национальной, расовой, этнической или религиозной вражды», штраф до шестисот минимальных размеров заработной платы или исправительные работы до трех лет либо лишение свободы до пяти лет) Уголовного кодекса Узбекистана.
Отметим, что статья 184-1 административного кодекса, которая была введена в 1998 году, когда Узбекистан взял жесткий курс на борьбу с религиозным фундаментализмом и экстремизмом, запрещает появление на публике в религиозной одежде, при этом нигде не поясняется, что признается таковой. В любом случае, в кодексе ничего не говорится об ограничениях по национальному признаку. Интересно, если женщина появится на Кокандском рынке в пакистанском платке, кто возьмется доказать, что платок не является афганским или, скажем, малайзийским, тем более что на нем наверняка будет пометка «Made in China». Запрет на ношение предметов одежды по национальному признаку заведомо незаконен и вполне подпадает под ту же статью 156 Уголовного кодекса.
Художник - Шухрат Бабаджанов
Что касается единой формы одежды для продавцов, такое требование вполне правомерно, если те, на кого оно распространяется, являются работниками Кокандского рынка: администрация может устанавливать свои правила для своих сотрудников.
Между тем, по словам источника «Ферганы» в Ташкенте, примерно такой же плакат о дресс-коде был замечен и в Университете мировой экономики и дипломатии» (УМЭД), правда, без упоминания этнических корней одежды. В вузах Узбекистана уже несколько лет бдительно следят за тем, в каких одеяниях приходят студенты и преподаватели. Под запретом оказались и поплуярные среди молодежи джинсы. В частности, как пишет Озодлик (узбекская служба Радио Свобода), в Узбекском государственном университете мировых языков (УзГУМЯ) с занятий выгоняют девушек, пришедших в джинсах, юношам запрещено отпускать бороду и носить футболки с различными надписями.
«В джинсах приходить нельзя. Летом должна быть темная юбка и белая кофта. Зимой можно прийти в классических темных брюках. Юбка должна быть ниже колен. Если выше, то на занятия могут не пустить. А джинсы категорически запрещены. В университете есть четкие требования, которые студенты обязаны выполнять», - заявил «Озодлику» член ректората УзГУМЯ.
Девушки сетуют на жесткие ограничения: «Нам удобно ходить в джинсах, в брюках. Сейчас даже не знаем, во что одеваться. Приходим в юбках, говорят, что коротко, надеваем брюки, говорят – тесные. В обтянутых брюках приходить тоже нельзя. И солнцезащитные очки носить тоже нельзя. Нельзя красить губы, наносить макияж. Один раз нарушишь правила – штраф пять тысяч сумов. Второй раз нарушишь – не пустят на занятия, напишут письмо родителям», - рассказала одна из студенток этого вуза.
Напомним, еще в сентябре 2009 года на крупных рынках Ташкента сотрудники милиции развесили объявления, запрещающие ношение религиозной одежды в общественных местах под угрозой штрафа на сумму от пяти до десяти минимальных зарплат или административного ареста на пятнадцать суток. Немногим ранее, в августе, в преддверии Дня независимости Узбекистана, государственный телеканал показал передачу, в которой говорилось, что произошедшие 26 мая 2009 года взрывы в Андижанской области были совершены террористами в черных хиджабах. Телепередача завершилась убедительной просьбой ко всем женщинам, носящим хиджабы, снять их до 3 сентября ради общественной безопасности: по мнению властей, бандиты могут осуществить свои преступные замыслы, спрятав взрывчатку за тканью хиджаба. В 2012 году запретили продажу мусульманских платков на вещевых рынках.